Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Красовский М. Очерк истории Московскаго периода древне-русскаго церковнаго зодчества (от основания Москвы до конца первой четверти XVIII века). М., 1911. В полукожаном переплете эпохи и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Красовский М.В.
Год издания: 1911


Красовский М. Очерк истории Московскаго периода древне-русскаго церковнаго зодчества (от основания Москвы до конца первой четверти XVIII века). Удостоен половинной премии имени графа А.С.Уварова 29 декабря 1909 г. М., nипография Г.Лисснера и Д.Собко, 1911. VIII, [2], 432 с., с илл. 28,9 х 21,6 см. Малотиражное издание. Напечатано на средства из фонда графини П.С.Уваровой как лучшее сочинение на объявленную конкурсную тему. На обороте титула: «Печатается на основании постановлений Императорскаго Московскаго Археолог. Общества. Председатель графиня Уварова». Книга посвящена: «Памяти Основателя и пожизненнаго Председателя Императорскаго Московскаго Археологическаго Общества Графа Алексея Сергеевича Уварова». В полукожаном переплете эпохи, внизу корешка тиснены инициалы владельца: «П.Б.». В современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Международная книга, 3-175, 16-260, 54-397, 72-373.

В 1906 г. председатель Императорского Московского Археологического общества графиня С.П.Уварова по случаю близившейся в 1909 г. 25-й годовщины смерти ее мужа, графа Алексея Сергеевича Уварова, основателя и первого председателя ИМАО, объявила конкурс на лучшее исследование о «Московском периоде» русской архитектуры. М.В.Красовский узнал о конкурсе благодаря своему учителю Н.В.Султанову, состоявшему с графиней в переписке. Так М.В.Красовский получил программу конкурса и начал разработку темы. Его труд был премирован и опубликован под названием «Очерк истории Московского периода древнерусского церковного зодчества». В нем исследователь подвел итог многолетнему изучению культовой архитектуры допетровского периода. Этот фундаментальный научный труд в наши дни все так же актуален. С того времени не было создано сочинения о Московском зодчестве, равного ему по постановке задачи, глубине анализа и широте охвата материала.

В книге преимущественно рассматривается каменная архитектура Московского княжества с XIII века. Одними из первых каменных построек в Москве были Успенский собор (1326 г.), церковь Спаса на Бору (1329 г.) и некоторые другие, большей частью не сохранившиеся. Основное внимание исследователь сосредоточил на XV-XVII в.в. М.В.Красовский изучил наиболее яркие памятники того времени: Успенский собор в Звенигороде, памятники Московского Кремля конца XV - начала XVI в.в., когда там работал Аристотель Фиорованти и его ученики. Их работы знаменуют начало нового этапа в русском зодчестве, в котором с этих пор все больше проявляется влияние европейских традиций архитектуры. Рассматривается архитектура Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов, церквей Ризоположения и Чуда Архангела Михаила, церквей в Старом Симоновом монастыре и св. Николая в Мясниках.

В XVI веке формируется самобытный стиль Московского зодчества, проявившийся в строительстве церквей в селах Дьякове, Коломенском, Беседах и Медведкове. Апогеем становится строительство собора Покрова Богородицы на Рву (Василия Блаженного). Изучено нешатровое зодчество XVI века и шатровый стиль XVII века. Внимание уделено архитектуре колоколен. Шатровый и нешатровый стили формировали самобытные черты русской архитектуры XVII века. Автор анализирует их особенности. Во второй половине XVII века М.В.Красовский констатирует начало упадка самобытного зодчества, фиксируя формирование некоторого переходного стиля и все более сильное влияние барокко на русскую архитектуру. В то же время русские мастера адаптировали барокко вдумчиво, избегая ненужных его вычур.

М.В.Красовский исследует генетику русской архитектуры, развитие и усложнение приемов строительства. Он сравнивает памятники архитектуры, исследует соотношение функциональности и эстетики, влияние западных технологий и традиций. Так, он показывает, что задолго до реформ Петра Великого московские цари стали приглашать европейских архитекторов для строительства царских дворцов и храмов. В дальнейшем их приемы строительства заимствовались другими мастерами. Детально описаны наиболее интересные памятники зодчества, в том числе храм Спаса с золотой решеткой в Кремле, Николы Явленного на Арбате, церковь в селе Вяземы, Покровская церковь в селе Тайнинском, в котором был путевой царский дворец, служивший пристанищем во время охот и паломничеств царской семьи в Троице-Сергиеву Лавру. Особенно полно представлена в книге храмовая архитектура Москвы и окрестностей. Многие памятники к началу ХХ века были разрушены или перестроены. М.В.Красовский изучал их остатки и фундаменты, найденные при раскопках, свидетельства письменных источников. Архитектор стремился установить изначальные формы памятников. Он показывает, как постепенно происходил разрыв искусства аристократического, ориентировавшегося на западную традицию, и народного, исходившего из собственных древних корней.

В издании представлено более 260 иллюстраций: фотографий памятников, зарисовок, планов, разрезов. Многие из запечатленных на снимках произведений русского средневекового зодчества не дошли до нас. Значительная часть из них погибла в советское время.

Михаил Витольдович Красовский (1874-1939) - выдающийся архитектор, работавший в стиле модерн, и один из самых глубоких историков архитектуры своего времени. Автор первого крупного исследования русского деревянного зодчества. Член-корреспондент Императорского Московского Археологического общества. Окончил Институт гражданских инженеров. Его учителем был профессор Н.В.Султанов (1850-1908), исследовавший русскую архитектуру «Московского периода» XVI-XVII в.в. Этим интересом к допетровскому зодчеству он заразил и М.В.Красовского. С 1900 г. Михаил Витольдович работал в Институте гражданских инженеров. Вскоре он начал вести архитектурное черчение, позже преподавал архитектурные ордера и историю архитектуры. Не менее активно, чем историей, М.В.Красовский занимался архитектурой как практик. С 1904 г. он работал в Петербургской строительной конторе графа С.Д.Шереметева, постоянно выполняя заказы графа в русском стиле. Он проектировал храм Казанской иконы Божией Матери в Вырице, придворный храм Св. Петра и Павла в Петергофе, Фонтанный дом С.Д.Шереметева, Шереметьевский пассаж и др. В 1909-1912 г.г. архитектор работал в Кускове и Михайловском. В 1913 г. М.В.Красовский был награжден орденом св. Анны второй степени, в 1916 г. - орденом св. Владимира четвертой степени. В советское время М.В.Красовский занимался проектированием промышленных зданий.