Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Круг церковного древнего знаменного пения. Том I. Октоих. Спб., 1884-1885. Роскошное издание, отпечатанное на средства фабриканта А.И.Морозова. Подносной экземпляр о. Василия (Крестьянинова) в одном томе. Цельнокожаный переплет. Редкость.

Автор: Разумовский Д.В., ред.; Фортов И.А.
Год издания: 1884


Круг церковнаго древняго знаменнаго пения. [Под редакцией и с исследованием. прот. Д.В.Разумовского]. В 6-ти частях [4-х тт.]. Том I. [Октоих]. [Спб.: Иждивением Арсения Ивановича Морозова, 1884-1885]. I-IV, XXX с.; 11, [3], 112 л. 37 х 26 см. Тираж: 1200 экземпляров. Вышло в серии изданий: «И[мператорского] о[бщества] л[юбителей] д[ревней] п[исьменности]», 83. Основной текст - факсимиле: полуустав, знаменная нотация с пометами и признаками. Печать в две краски типографским набором и способом «светописи». Роскошное издание, отпечатанное на слоновой бумаге на средства фабриканта А.И.Морозова. Подносной экземпляр в одном томе. Цельнокожаный переплет: доски в коже с золотым и блинтовым тиснением на крышках и корешке в стиле переплетов Московского печатного двора середины XVII в., с дублюрами. Тройной золотой обрез с чеканом. Форзацы из бумаги под павлинье перо. Хорошая сохранность: тит. л. вырезан, поскольку экземпляр попал в среду староверов, а на обороте титула, видимо, упоминалась Московская синодальная типография и печаталось цензурное разрешение официальных церковных властей. Это делало книгу формально нежелательной для старообрядцев. На обороте верхнего припереплетного листа владельческая подпись чернилами гражданской скорописью: «Крестьянинов», ниже крупным полууставом: «За упокой сщ. прот. Василия, Соломонии». Экземпляр протоиерея Василия (Крестьянинова), одного из выдающихся старообрядческих учителей крюкового пения, имеет историко-культурную ценность. Редкость.

Одним из первых владельцев экземпляра был священник Древлеправославной старообрядческой церкви Белокриницкой иерархии, протоиерей, учитель знаменного распева Василий Иванович Крестьянинов (1871-1948). Начинал о. Василий путь своей службы в селе Большое Золотилово Костромской губернии. Это было родное село будущих знаменитых старообрядческих епископов Геннадия и святителя Геронтия (Лакомкиных). В то время на рубеже XIX - ХХ вв. они были приходскими священниками. Отец Георгий (будущий епископ Донской владыка Геннадий) служил в селе, построил здесь каменную церковь и открыл училище, в котором знаменное пение преподавал о. Василий (Крестьянинов). Отец Василий собрал две группы, по четыре и шесть человек. Одним из его учеников был будущий святитель Геронтий, который после обучения у отца Василия руководил хором в Стрельниково, ставшим вскоре знаменитым среди общин белокриницких староверов. Поэтому в совершенствовании Стрельниковского хора была и заслуга отца Василия. Позднее о. Василий (Крестьянинов) служил настоятелем храма в д. Климотине Балахнинского уезда Нижегородской губернии. А затем - в церкви села Дулёво до её закрытия в 1934 году. В 1930-е годы, во время преследования духовенства, Василия Крестьянинова и его близких скрывала у себя прихожанка старообрядческого храма села Дулево Феодосия Лазаревна Казакова (Лазарева).

Представленное издание замечательно по ряду причин. Во-первых, оно было первым изданием на крюковой ноте в новейшее время. Во-вторых, оно содержало в себе весь круг певческих книг, запечатлевших аутентичную древнюю традицию знаменного распева. В-третьих, роскошное издание возникло в результате успешной коллаборации старообрядцев и ученых, представителей господствующей церкви.

Издание вышло по инициативе знаменитого текстильного магната, миллионера-старообрядца, знаменитого мецената и коллекционера Арсения Ивановича Морозова (1850-...), возглавлявшего Богородско-Глуховские текстильные мануфактуры. Он был председателем Совета Богородской старообрядческой общины и создал при своих фабриках в Богородске удивительный церковный хор, который возрождал традиции знаменного пения в старообрядческой среде. Этот хор получил имя «Морозовский». С ним связана целая эпоха в старообрядческой певческой культуре.

А.И.Морозов предоставил для издания рукопись, списанную с древних подлинников первым головщиком Морозовского хора, блестящим знатоком крюкового пения, заложившим певческие традиции хора, Иваном Аверьяновичем Фортовым. Он начал создание хора в селе Глухове в 1872 г. В рукописи помещалась запись гласовой мелодии знаменного распева, самого древнего из употреблявшихся на Руси для церковного пения.

Редактором текста и издания стал первый российский специалист по знаменному пению, не старообрядец, протоиерей Дмитрий Васильевич Разумовский. Его сочинения по истории церковной музыки старообрядцы изучали с большим вниманием. В начале представленного издания помещено исследование Д.В.Разумовского «О знаменном роспеве» и снимки с древних нот. Сдесь же представлен ключ к крюковым нотам, составленный И.А.Фортовым.

Издание силами Общества любителей древней письменности, в которое входил и Д.В.Разумовский, осуществил его учредитель Геннадий Федорович Карпов. Вместе с Д.В.Разумовским они выполнили всю подготовительную работу. В предисловии сообщается, что издание печаталось в Московской Синодальной типографии.

Изданная факсимильно рукопись представляла собой полный сборник церковного пения. В нее входят Ирмологий, Октоих, Обиход, Праздники и Трезвон. Церковная мелодия знаменного распева изображена в Сборнике крюковой нотацией с киноварными пометами И.А.Шайдурова, выдающегося представителя Новгородской школы пения XVI в., и тушевыми признаками второй комиссии, учрежденной в последние годы жизни царя Алексея Михайловича. Про реформу знаменного пения И.А.Шайдурова современник писал так: «многим прилежанием и великим тщанием изобрете знаменного пения изящное доброгласие. Ему откры Бог подлинник пометам». Иван Акимович унифицировал и ввел в общий церковный оборот буквенные пометы к крюкам. Их было семь, они имели вид начальной буквы соответствующих слов, указывавших на высоту звука: н - низко, м - мрачно и т.п.

Воспроизведенная в издании певческая рукопись стала собранием более чем трехсотлетней традиции русского церковного пения. Песнопения, помещенные в издании, были записаны с церковных книг, напечатанных при патриархе Иосифе в 1640-х гг. В рукописи записаны крюки с пометами и признаками, нотация имеет истинноречный характер.

Издание стало первой в новейшей отечественной истории публикацией древних русских образцов церковного пения по крюковой нотации. До этого не было технический средств для подобных факсимильных изданий. Наборная касса знаков и матрицы для издания были предоставлены Д.В.Разумовским, который готовил их для собственной книги «Церковное пение в России». Кроме того, «Круг» стал особенно ценен еще и тем, что в нем был дан способ перевода музыкальных записей с крюковой ноты на современную линейную, публиковались примеры таких параллельных записей. Таким образом, для старообрядцев издание было важно как образец древнерусской певческой традиции, а для представителей господствующей церкви и церковных музыковедов, оно имело большое значение как способ познакомиться с древней певческой традицией посредством данного в книге способа перевода на линейные ноты.

Основной текст к книге отпечатан фототипическим способом, или как называется он в предисловии, способом «светописи». Работы по подготовке фототипий листов рукописи выполнил статский советник П.П.Новицкий.