|
Лаптев А. Оригинал макета к книжке Л.Воронковой «Маша растеряша». М.: Государственное издательство детской литературы, 1956. 16 л. акварелей ([1] - обл., 1, [1] - инициал, 2-4, 6, 8-15, [1] - обл.). Бумага, картон, акварель, карандаш, аппликация. 32,9 х 24,8; 30,8 х 24,5; 11,1 х 12 см. На оборотах листов макета печати Детгиза, подписи и комментарии (синими чернилами, простым и красным карандашом) ответственных лиц, принимавших его: редакторов Э.М.Эмдена, С.М.Алянского и Т.И.Добровольновой. В конверте издательства с выходными данными, написанными от руки. Прилагается экземпляр книги, выпущенной по данному макету: Воронкова Л. Маша растеряша. Рисунки А.Лаптева. М.: Государственное издательство детской литературы, 1956. 16 с., с илл. 27,9 х 22,1 см. В иллюстрированной издательской обложке. Хорошая сохранность. Оригинал-макет и книга в современном художественном футляре. В макете нет двух листов акварелей (к с. 6, 8 книги). Оригинал макета издания существует в единственном экземпляре, имеет историко-культурную и художественную ценность. Редкость.
Книжку «Маша растеряша», адресованную маленьким девочкам, еще не пошедшим в школу, иллюстрировал замечательный советский художник-график и поэт Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965). Он стал первым иллюстратором «Приключений Незнайки и его друзей» Н.Носова и создал образ Незнайки так удачно, что все последующие художники только использовали и развивали его. В 1954 г. А.М.Лаптев получил звание члена-корреспондента Академии художеств СССР, а спустя четыре года - звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Будущий мастер окончил школу-студию Ф.И.Рерберга и ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН. Его учителями были П.И.Львов и Н.Н.Купреянов, работавшие в эстетике кружка «Мир Искусства». А последний использовал, кроме того, формы русского авангарда. За цикл рисунков «Военная серия», выполненных в 1942-1943 г.г., А.М.Лаптев получил диплом I-й степени Комитета по делам искусств при СНК СССР (1944). Работы художника находятся во многих крупных музеях и в частных коллекциях в России и за рубежом.
Макет представляет собой 16 листов оригинальных акварелей работы художника А.Лаптева. 14 листов выполнены в две краски, 1 лист - в четыре краски (передняя обложка), 1 лист - в шесть красок (задняя обложка). Ряд листов нумерован, но нумерация на единицу расходится с нумерацией страниц экземпляра, поскольку на с. 2 (оборот титула) отпечатан фрагмент рисунка с. 11, выделенный при помощи «маски». Акварели делались на плотном ватмане. Лист с макетом титула наклеен на картонное паспарту.
Подписи и резолюции на оборотах листов макета позволяют установить, что в процессе работы над ним между авторами и редакторами шла дискуссия, как передавать название на титуле и обложке, через дефис или без него? На л. 1 (с изображением титула) на обороте сохранились указания: «Поставить дефис после «Маша» - Р.Л. 4/VIII-56.» (красный карандаш, перечеркнуто простым), выше синими чернилами: «Пойдет без дефиса. Согласовано с В.Г.Кампаниец» (В.Г.Кампаниец - главред Детгиза, 1947-1970). И действительно, на обложке и титуле дифиса в заглавии нет, но в тексте и в заглавии на обороте - есть. Об иллюстрации на задней обложке, выполненной в шесть цветов, дан следующий комментарий простым карандашом: «В этом рисунке допускаются изменения. Гравировки делать по цветовой гамме лицевой стороны обложки. Хвост может быть голубым. Спинка обложки». И эти изменения видны на обложке печатного экземпляра, где практически отсутствует чистый зеленый цвет. На макете с. 11 (л. 10 по нумерации макета) сделана «маска»-паспарту, закрывающая основную часть рисунка, кроме изображения кошки. Кошка же используется еще раз в таком же виде на обороте титула (с. 2). На маске комментарии простым карандашом: «Маска для 16-ой страницы», внизу - «Для десятой стр. снимать рисунок полностью - отогнуть паспарту». Из этих комментариев становится ясно, что макет не во всем соответствует окончательному виду издания, в котором то, что планировалось на 10-й странице, оказывается на 11-й, а то, что должно быть на 16-й - попадает на 2-ю. Также представлен макет инициала, для которого отдельно задан цветовой тон. Этот главный цвет проходит через все иллюстрации книжки.
В основе детских иллюстраций А.М.Лаптева - движение, передающее непоседливость ребенка. В «Маше растеряше» девочка совершает движения во всех направлениях, в том числе под кровать, из-под стола, под стул, со стула, вниз по диагонали. И как ни сложны их траектории, еще интереснее эмоции, которые выражаются на лице и в жестах. Именно благодаря этим иллюстрациям «Маша растеряша» стала одной из самых популярных книжек для многих поколений детей. Ее читали даже мальчикам. Тексты и образы книжки всплывали в памяти у взрослых спустя много десятилетий.
Любовь Федоровна Воронкова (1906-1976) - член Союза писателей СССР, была автором многих детских книг и цикла исторических повестей для детей. В юности она училась живописи в Строгановском училище, но не закончила учебу из-за переезда семьи. Вернувшись в Москву, занималась журналистикой, много ездила по стране. Первая книга детских рассказов Л.Ф.Воронковой вышла в 1940 г. Затем появились произведения о войне. За более чем 30 лет работы в детской литературе у нее вышло не менее 45 книг, которые были посвящены сельской жизни, отношениям в семье, сюжетам из истории Средней Азии и античной Греции. Книги Л.Ф.Воронковой иллюстрировали многие выдающиеся художники.