|
[Лаврентий, епископ]. Слова и поучения на праздники Господни, Богородичные и на дни Святых. В пользу Иоасафо-Порфирьевской богадельни для вдов и сирот духовнаго звания Курской епархии. Курск, типография братьев Н. и И.Ваниных, 1904. [2], 473, IV с. 22,6 х 14,7 см. Провинциальное благотворительное издание. На титульном листе автограф автора: «Его Высокопреподобию о. Протоиерею Гавриилу Васютину от Епископа Лаврентья. 1904. 13-е Окт.». В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Книга не обнаружена в картотеках крупнейших федеральных библиотек. Редкость.
Авторство книги и автограф принадлежат иерарху Русской православной церкви епископу Курскому и Белгородскому Лаврентию, одному из достойнейших пастырей своей эпохи. Еп. Лаврентий подписал экземпляр одному из своих молодых подчиненных о. Гавриилу (Васютину), служившему в то время в Курской епархии. Отец Гавриил имел талант проповедника, умел зажечь словом и делом веру во многих людях, изменять их убеждения. Известен, например, случай, когда он воодушевил к вере своего коллегу и сверстника, в молодости пребывавшего в сомнении и унынии, но позднее прославленного в лике святого. Протоиерей Гавриил многие годы занимался миссионерской деятельностью среди старообрядцев, руководя разными единоверческими приходами, а в ранние советские годы был благочинным единоверческих церквей Московской епархии.
Книга эта - один из прекрасных образцов пламенной душеспасительной риторики, заостренной предчувствием революционного лихолетья. В книге представлены проникновенные поучения на двунадесятые, богородичные и великие праздники, а также на дни избранных святых. Они отличаются эмоциональной искренностью и яркими образами, не оставляющими читателя равнодушным. Эти тексты изначально произносились устно и только потом записывались. Они далеки от книжного языка, преимущественно кратки, но число поучений, посвященных главным праздникам, велико. Автор произносил их на протяжении многих десятилетий, находясь в Воронеже или в Курске.
О Рождестве Христове пастырь говорит в одиннадцати текстах, в одном из которых вспоминает об изгнании полчищ Наполеона под этот день в 1812 г. и о строительстве в память об этом храма Христа Спасителя. Так автор отзывается в своих текстах на злободневные события современности и русской истории. Нашествию Наполеона предшествовала революция во Франции. В этой связи пастырь говорит о верности традициям отцов, твердости убеждений и веры, преемственности культуры, подкрепляя эти идеи многочисленными яркими примерами из Библии и жизни. Особенно такая проповедь была актуальна в начале ХХ века, когда среди молодых людей рос нигилизм и декадентский протест. В ряде поучений владыка Лаврентий подводит идею о равенстве перед Богом к мысли о социальной справедливости, о грехах тщеславия и величания, призывает к милосердию: «Больший из вас, да будет всем слугою». Уважать свободу, личность человека - вот истинные христианские ценности. Путь русского человека не в Европу, а к Богу. В одном из слов, посвященных Рождеству Богородицы, пастырь размышляет о значении Куликовской битвы.
Говорит автор и о недавних событиях в Курске, особенно актуальных для жителей города, например, о спасении чудотворной иконы Божьей Матери, являвшейся традиционно покровительницей города, от взрыва бомбы в 1899 г. Слова посвящены также многим важнейшим святым: Архистратигу Михаилу, Ангелу Хранителю, пророку Моисею, пророкам Илии и Ионе, Иоанну Богослову; апостолу Филиппу, в день которого славилось рождение императрицы Марии Федоровны; Марии Магдалине, Кириллу и Мефодию, усекновению главы Иоанна Предтечи, Николю Чудотворцу, чудотворцу Митрофану; мученикам Гордию, Феодору Тирону и некоторым другим. Ряд поучений прославляет русских святых: равноапостольного князя Владимира, благоверного князя Александра Невского, Тихона, боровшегося силой слова с язычеством в средневековом Воронеже. Вдохновенные слова произносились и по случаям открытия мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, или празднования в честь угодника Божия Серафима Саровского. Проповедник говорит также об истинных и ложных учителях.
Книга была издана по необычному случаю. В конце XIX века в Белгороде было открыто уникальное для всей Российской империи специализированное благотворительное учреждение для неимущих лиц духовного звания - Иоасафо-Порфирьевская богадельня. Она начала принимать постояльцев в 1885 г. на средства, еще в 1768 г. отложенные и завещанные белгородским епископом Порфирием (Крайским). Богадельня была открыта в помещении бывшего Белгородского духовного училища. К 1904 г. в богадельне проживало уже около 80 человек, ее здания активно строились на средства благотворителей. Одним из них был и епископ Лаврентий.
Епископ Лаврентий (в миру Михаил Иванович Некрасов; 1836-1908) - весьма почитаемый в церкви и любимый паствой иерарх и миссионер, он возглавлял в разные годы епархии Курскую и Белгородскую, Тульскую и Белевскую. Будущий пастырь окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. С 1861 г. он преподавал в Воронежской духовной семинарии, а также работал библиотекарем и преподавал французский язык. В 1864 г. был рукоположен в сан священника, служил в церквях Воронежа, продолжая преподавать. В 1894 г. постригся в монахи. Его проповеди всегда привлекали внимание слушателей. Как талантливый педагог и проповедник, о. Лаврентий возглавил Воронежский епархиальный училищный совет. В 1894 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Покровского миссионерского монастыря в Москве, а вскоре и благочинным московских монастырей. В 1895 г. он становится ректором и профессором богословских наук Московской духовной академии. В 1898-1904 г.г. преосв. Лаврентий был епископом Курским и Белгородским. В августе-сентябре 1902 г. пастырь стал одним из организаторов приема в г. Курске императора Николая II с семьей, а в 1904 г. - встречи императора в Белгороде. Затем он занимал епархию Тульскую и Белевскую, с 1908 г. и до конца жизни был настоятелем Высоко-Петровского монастыря в Москве.
Протоиерей Гавриил Яковлевич Васютин (1869-?) - богослов и яркий проповедник. Родом был из Харьковской губернии, в 1897 г. закончил Московскую духовную академию кандидатом богословия. С 1897 по 1914 г.г. о. Гавриил служил в православных храмах Харьковской и Курской епархий. В 1914 г. был назначен настоятелем Троицкой единоверческой церкви в Москве у Салтыкова моста. В 1922 г. - благочинный Московских единоверческих церквей. Подвергся репрессиям по Даниловскому делу, аресты по которому прошли в конце 1932 - начале 1933 г.г. Тогда были арестованы священники, служившие в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе. К ним был близок и о. Гавриил. Он был обвинен в связи с немцами, сообщении им информации о настроениях в СССР, в поддержке разговоров с прихожанами о приходе Антихриста и приговорен к ссылке на три года в Северный край.