|
Лебедев А.П., проф. Духовенство древней Вселенской Церкви (от времен Апостольских до IX века): Исторические очерки. М., печатня А.И.Снегиревой, 1905. [4], VI, 495 с. 23 х 15,5 см. На контртитуле: «Собрание церковно-исторических сочинений Профессора Московскаго Университета по кафедре истории церкви Алексея Лебедева. Том Х». Том был переплетен отдельно и существовал как самостоятельное издание. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.
В книге исследовано складывание власти и иерархии в древней христианской Церкви. Эта проблема была особенно актуальна, поскольку эта эпоха была переломом и переходом к современному миру, ее изучение проливало свет на системы ценностей, представлений и институций, развившихся в дальнейшем в христианских цивилизациях. Раскрыты основные тенденции церковной жизни и устройства Церкви в первом тысячелетии распространения христианства. Рассказывается о формировании духовных должностей в первые века христианства, церковной иерархии: епископий, митрополий и патриархатов, о Вселенских соборах как высшей форме церковного управления. Большую ценность представляет раздел, посвященный быту духовенства. В нем представлена история образования, интеллектуального, нравственного и материального состояния лиц духовного звания. Автор использует широкий круг источников, не только христианских, но и языческих, дававших взгляд со стороны, часто очень критический.
А.П.Лебедев строго держался позиции объективного исследователя, не строил догадок и гипотез, поэтому его труд лишен тенденциозности, часто встречающейся в гуманитарной сфере. Ученый передает суть живого процесса, раскрывает природу человека в раннем христианстве со всеми его слабостями и страстями. Если в первые десятилетия и столетия распространения христианства ежедневно было место горению, самоотречению и подвигу, то спустя всего несколько веков служба в духовном сане стала для многих способом заработка и достижения благополучия. В христианской среде все время происходит внутренняя критика на фоне измельчания: апостолов сменяют пророки, пророков - дидаскалы или учителя. Статус дидаскалов первоначально был очень высок, но со временем мельчал и блек. Исследователь старается показать все взаимосвязи событий и явлений, максимально охватить факторы исторического развития.
Алексей Петрович Лебедев (1845-1908) - выдающийся церковный историк, профессор Московской духовной академии и Московского университета, почетный член нескольких духовных академий и университетов, специализировался на Всеобщей церковной истории, составил наиболее масштабный курс истории Восточной Церкви. Окончив в 1870 г. Московскую духовную академию, А.П.Лебедев выбрал кафедру Древней церковной истории и стал специализироваться в этой области. Он был убежден, что церковная история, отражая реальную жизнь, является почвой и опорой всех богословских наук. Спустя уже четыре года он был утвержден экстраординарным профессором, выиграв в конкурсе у магистра В.О.Ключевского. В 1879 г. А.П.Лебедев защитил докторскую диссертацию на тему «Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлением школ Александрийской и Антиохийской». Молодой ученый стал едва ли не первым защитившимся публично доктором в Московской духовной академии.
Профессор А.П.Лебедев был одним из первых ученых новой генерации - эпохи Великих реформ, наравне с Е.Е.Голубинским, В.О.Ключевским и И.Д.Мансветовым. Для них история имела самостоятельную ценность как наука, безотносительно богословия. А.П.Лебедев был также первым историком Восточной Церкви, создавшим четкую и объективную картину исторических судеб православного христианства. Современники ставили его в один ряд с берлинским профессором церковной истории А.Гарнаком.
А.П.Лебедев пользовался огромной популярностью у студентов, его аудитория была одной из самых посещаемых. Это был единственный в Академии профессор, ежегодно предлагавший новые курсы. А.П.Лебедев создал научную школу церковной истории, обратившую на себя внимание западных ученых и получившую мировое признание. Он посвятил свою научную деятельность исследованиям всех сфер церковно-исторической науки, начиная с первых веков христианства, Вселенских соборов, эпохи Византийской Церкви и кончая судьбами Греческой Церкви от начала турецкого владычества до конца XIX века.
А.П.Лебедев ценил больше всего внутреннюю исследовательскую свободу. В то время как духовная цензура бдительно следила за каждым словом профессора, он имел мужество писать объективные, не следовавшие за официальной доктриной научные работы. Так, его докторская диссертация, посвященная первому периоду истории Вселенских соборов, подверглась травле и, в конце концов, попала под долгий запрет. Автора обвиняли в «либеральном духе» и даже в «неправославии». В 1895 г. А.П.Лебедев ушел из Академии и занял кафедру Церковной истории в Московском университете. Именно здесь он подготовил 10-томное собрание своих трудов, в которых все произведения и тома имели самостоятельное значение и продавались именно как отдельные сочинения. Собрание же сочинений осталось незаконченным, планировалось выпустить 12 томов, но вышло только 10.