Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Лебедев В. Ветхозаветная Библейская хрестоматия. Пг., 1915; Лебедев В. Новозаветная Библейская хрестоматия. Пг., 1916. Экз. новомученика протоиерея И.Н.Четверухина с его автографом. 2 книги в одном современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохр.

Автор: Лебедев В.
Год издания: 1915


Лебедев В. Ветхозаветная Библейская хрестоматия: Священная История Ветхаго Завета в объеме курса светских средних учебных заведений, духовных училищ, городских училищ, второклассных и двухклассных церковно-приходских школ. Библейский текст на русском языке. Пояснения и примечания Протоиерея Виталия Лебедева, законоучителя Павловскаго военнаго училища и Тенишевскаго училища в Петрограде. В книге помещены 59 рисунков русских и иностранных художников, избранныя библейския повествования на славянском языке (в приложении) и три карты. Издание третье. Пг., типография О-ва распростр. религ.-нравств. просвещ., 1915. VIII, 248, XII с., с илл.; 1 карта.

Лебедев В. Новозаветная Библейская хрестоматия: Священная История Новаго Завета в объеме курса светских средних учебных заведений, духовных училищ, городских училищ, второклассных и двухклассных церковно-приходских школ. Евангельский текст на русском языке. Пояснения и примечания Протоиерея Виталия Лебедева, законоучителя Павловскаго военнаго училища, Екатерининской женской гимназии и Тенишевскаго училища в Петрограде. В книге помещено 56 рисунков русских и иностранных художников, план храма, план города Иерусалима и карта Палестины. Издание третье. Пг., Синодальная типография, 1916. VIII, 192, VI с., с илл.; 1 л. план, 1 карта.

24,2 х 15,3 см. 2 книги в одном современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Очень хорошая сохранность. На титульном листе первой книги владельческая надпись орешковыми чернилами: «Из библиотеки прот. И.Н.Четверухина». Экземпляр представляет историческую ценность.

Экземпляр из личной библиотеки протоиерея Ильи Николаевича Четверухина (1886-1932), прославленного в лике святых как священномученика, память 5 декабря, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сын известного московского преподавателя русской словесности. Окончил с Золотой медалью Вторую Московскую гимназию. В 1904 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но после третьего курса ушел и поступил в Московскую духовную академию. На духовное поприще И.Н.Четверухин перешел благодаря общению со старцами Варнавой (Меркуловым) из Гефсиманского скита и Алексием (Соловьевым) из Зосимовой пустыни. В 1911 г. И.Н.Четверухин окончил Академию со степенью кандидата богословия и в том же году был рукоположен в сан священника ко храму при Ермаковской богадельне в Сокольниках. Помимо службы в храме, о. Илья преподавал Закон Божий и писал иконы. В 1919 г. его приход был закрыт. И.Н.Четверухин стал настоятелем Никольского храма в Толмачах, в котором некогда служил и дьякон Федор (Соловьев), будущий старец Алексий Зосимовский. Сам старец и благословил его на настоятельство. Ныне церковь является домовым храмом-музеем при Государственной Третьяковской галерее.

Средства на обновление храма в середине XIX века были выделены купцами Третьяковыми. Этому храму в свое время покровительствовал и Московский митрополит Филарет (Дроздов). В 1919 г. храм лишился всех своих благотворителей, не отапливался, и зимой внутри искрился от инея, но о. Илья решил служить каждый день и делал это строго и торжественно, стремясь к тому, чтобы каждое слово, произнесенное в алтаре или на клиросе, доходило до молящихся. Вокруг храма стала расти община глубоко верующих образованных людей. Их называли «Толмачевцами». Среди прихожан  было много сотрудников Третьяковской галереи. Храм стали посещать и старообрядцы. Проповеди произносились после каждой службы. Параллельно о. Илья благодаря содействию И.Э.Грабаря несколько лет работал научным сотрудником в Третьяковской галерее. Он также собрал уникальную библиотеку, значительную часть которой составляли книжные редкости. Здесь были книги и духовного, и светского содержания, старообрядческие рукописи, книги на греческом языке, фолианты с гравюрами, журналы и альбомы литографий. На покупку книг он тратил почти все свои скудные средства.

В первый раз о. Илья был арестован в 1923 г. и заключен на три месяца в Бутырскую тюрьму. В 1929 г. храм был закрыт и в 1930 г. частично разрушен. О.Илья продолжил службу в храме святителя Григория Неокесарийского на Полянке. Его каждодневный духовный подвиг вылился в любовь и уважение паствы. Особенное действие имела исповедь у батюшки. В октябре 1930 г. о. Илья был арестован повторно, приговорен к трем годам лагерей. Наказание отбывал в Вишерском лагере. Сгорел во время пожара в лагерном клубе 18 декабря 1932 г. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 г.

Впервые хрестоматия вышла в 1910-1912 г.г. и в очень короткое время выдержала три издания. Она содержит извлечения из текста Библии с сокращениями, необходимыми для лучшего усвоения содержания. Автор отобрал наиболее впечатляющие сюжеты, ярко эмоционально окрашенные, благодаря чему чтение превращается в захватывающее приключение. В то же время он стремился, чтобы повествование было единым и между сюжетами были логические переходы. Допущены пояснительные вставки и пересказ библейского повествования. Подстрочные пояснения и примечания даны к местам, не вполне понятным с точки зрения языка. Автор верил, что человек может искать в Библии утешения и разрешения своих жизненных вопросов. Читая библейский текст, мы чувствуем силу веры и преданности воле Божьей ветхозаветных праведников. Составитель стремился достичь, чтобы библейский текст был понятен и интересен любому человеку, в том числе и ребенку, только научившемуся читать. Очень помогает восприятию сложных библейских смыслов наглядность. Автор подобрал к текстам большое число иллюстраций.

Виталий Федорович Лебедев (1874 - после 1934) - протоиерей, настоятель С.-Петербургского Знаменского храма (Входа Господня в Иерусалим). Сын сельского приходского священника Самарской губернии. В 1897 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Как преподаватель начал работать в Самарском епархиальном женском училище. Вскоре стал помощником инспектора духовной семинарии. В 1898-1904 г.г. печатал проповеди и статьи «Самарских епархиальных ведомостях». С ноября 1904 г. служил и преподавал в С.-Петербурге. Стал законоучителем Павловского военного училища и настоятелем домовой училищной церкви свв. Константина и Елены. С 1909 г. состоял в сане протоиерея. В мае 1917 г. получил степень магистра богословия за диссертацию «Библейские собственные имена в их религиозно-историческом значении». В 1918-1920 г.г. заведовал Благовещенскими пастырскими курсами в Петрограде. До 1933 г. служил в церкви Входа Господня в Иерусалим. Был руководителем Союза православных братств в Петрограде, возглавлял «Братство Михаила Архангела» при своем приходе. С 1922 г. старший помощник библиографа института книговедения. Тогда же был арестован за «контрреволюционную деятельность» по делу Петроградских православных братств. Читал лекции по нравственному богословию на Высших богословских курсах. В 1933 г. арестован по делу «евлогиевцев», был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей, где погиб.