Ледокол «Ермак» в гавани, подходя к месту стоянки. Фотограф И.Яковлев. Кронштадт, 4 (15) матра 1899. Фотография в раме и паспарту. Одна из первых фотографий «Ермака». Хорошая сохранность.
Автор: Яковлев И.
Год издания: 1899
Ледокол «Ермак» в гавани, подходя к месту стоянки. Фотограф И.Яковлев. Кронштадт, 4 (15) матра 1899. Фотография в раме и паспарту. Одна из первых фотографий «Ермака». Размеры снимка: 21,7 х 27,9 см. Размеры в раме: 40,6 х 50,5 см. Хорошая сохранность. Снимок представляет историческую ценность.
«Ермак» - первый в мире ледокол, способный проходить в тяжелых льдах. Он был создан по идее С.Ю.Витте во время его руководства Министерством Финансов. Высшей целью создания ледокола было проложить северный морской путь на Дальний восток и к Сахалину во льдах вдоль северного побережья Российской империи. Более близкими и реальными были задачи обеспечения прохода торговых и военных судов в замерзающие порты, спасение кораблей, затертых во льдах. Проект ледокола был создан выдающимся флотоводцем и ученым адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым (1849-1904).
Строили ледокол на британской судоверфи «Армстронг» в г. Барроу в 1897-1898 гг. В конце февраля 1899 г. судно начало свое первое плавание, а 4 (15) марта в два часа дня прибыло в Кронштадт. На снимке запечатлено это торжественное событие, встреча ледокола, посмотреть на который сбежался и съехался, фактически, весь город. На снимке по левую руку от ледокола виден эскадренный броненосец «Полтава». На верхнем мостике «Ермака» запечатлены вице-адмирал С.О.Макаров, командир ледокол М.П.Васильев и несколько других старших офицеров.
Вот как описывает С.О.Макаров этот момент в своей книге «”Ермак” во льдах» (1901): «Сопровождавшая толпа, состоящая, по преимуществу, из матросов и солдат, бежала почти у самого борта. На палубе Ермака находилось много офицеров, артиллерийских и морских, которые встретили его на рейде. … Вот Ермак поровнялся с Полтавой, здесь грянуло «ура» и встречный марш. Встречавшая толпа все более и более наэлектризовывалась. Я думаю, что мало кто в эту минуту отдавал себе ясный отчет во всей важности события, но все единодушно приветствовали новый блестящий факт завоевания человеческого ума и энергии над стихией. Все старались рассмотреть самого творца Ермака С.О.Макарова и скоро увидели его высокую фигуру на верхнем мостике в штатском пальто: за ним был виден командир Ермака капитан 2-го ранга Васильев и старший офицер лейтенант барон Ферзен». (С. 184).
Уже вскоре после введения в эксплуатацию «Ермак» выполнил ряд операций по спасению затертых льдами судов у Ревеля и броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», застрявшего у о. Гогланд. Ледокол и создавал проходы во льдах для кораблей, кроме того, до 1901 г. он совершил две пробных экспедиции в Северном Ледовитом океана, имевшие важные практические и научные результаты. «Ермак» использовался до 1964 г., после чего был утилизирован и не сохранился до наших дней.
Снимок выполнил известный кронштадтский фотограф И.Яковлев, его студия находилась у Стрельбища, д.24, а летом она перемещалась в Ораниенбаум и Петергоф. Заслуги мастера были отмечены целым рядом медалей и благодарностей от правителей различных стран и членов императорской фамилии: русских императоров Александра III и Николая II, великих князей, президента Франции С.Карно, германского императора Вильгельма II, персидского шаха, что неизменно указывалось на оборотах фирменных паспарту его снимков. Снимок «Ермака», выполненный И.Яковлевым, вошел в книгу «”Ермак” во льдах» под номером 50.