Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Лермонтов М.Ю. Казначейша. Пг., 1913. Тираж 500 экз. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Малотиражное библиофильское издание в оформлении и с рисунками М.В.Добужинского. Редкость.

Автор: Лермонтов М.Ю.
Год издания: 1913


Лермонтов М.Ю. Казначейша. [Пг.]: Кружок любителей русских изящных изданий, 1913. [44] с., c, с илл.; 1 л. фронт. 32 x 25 см. Тираж 500 экз. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Малотиражное библиофильское издание в оформлении и с рисунками М.В.Добужинского, фронтиспис раскрашен от руки акварелью. Очень хорошая сохранность. Редкость.

В 1838 г. в третьем номере основанного А.С.Пушкиным журнала «Современник» появилась небольшая поэма под названием «Казначейша». Автором ее был молодой поэт М.Ю.Лермонтов, чье имя стало широко известно по его стихам на смерть А.С.Пушкина и по последующей его драматической судьбе - аресту, следствию, ссылке на Кавказ. Вернувшись из ссылки, он сблизился с прежним пушкинским окружением и уже в середине февраля 1838 г. передал В.А.Жуковскому свою новую поэму, написанную, вероятно, еще в ссылке, а может быть, и ранее, в 1836 г., после посещения им г. Тамбова.

Известный литератор И.И.Панаев рассказывал, что, увидя печатный текст в «Современнике», М.Ю.Лермонтов был возмущен. Поэма была сильно искажена цензурой. Изначально она называлась «Тамбовская казначейша», но цензурное ведомство имело указания оберегать административные порядки и исключило все стихи, где можно было заподозрить неуважение к тамбовскому градоначальству; даже самое название города было заменено инициалом или исключено вовсе. Не попали в печать и строчки, где поэт позволял себе отступления от строгого религиозного канона или от нравственности в ее официальном понимании. 

Уже в посвящении к поэме М.Ю.Лермонтов заявил, что намерен писать «на старый лад», «Онегина размером». Он взял от А.С.Пушкина, однако, не только «онегинскую строфу», но и нечто большее - самые принципы стихотворного повествования, и напечатал свою повесть в пушкинском журнале, что было жестом почти символическим.

Иллюстрированные издания «Казначейши» выходили в XIX столетии несколько раз: в 1863 г. поэму иллюстрировал К.Д.Флавицкий, в 1891 г. - К.А.Трутовский; как иллюстрации к поэме рассматривались картины В.А.Тропинина «Казначейша» (1841) и М.П.Клодта «Тамбовская казначейша» (1874). Однако, несмотря на прямую связь с текстом поэмы, все перечисленные иллюстрации создавались как самостоятельные, отдельно существующие произведения. В этом отношении издание «Казначейши» с иллюстрациями М.В.Добужинского - качественно новое явление, которое по праву относится к лучшим образцам отечественной книжной графики и полиграфии начала XX века.

М.В.Добужинский, снискавший к тому времени славу тонкого и изящного мастера книги, проникновенно и эмоционально интерпретировал поэму. Шрифтовая обложка, титульный лист, сюжетная иллюстрация на фронтисписе, заставка, концовка, даже марка издательства на обложке - все до мельчайшей детали продумано художником. Изысканная стилизация, высокий артистизм исполнения в сочетании с тонким проникновением в иронический стиль поэмы свидетельствуют о том, насколько тонко и точно М.В.Добужинский чувствовал созданное М.Ю.Лермонтовым художественное пространство, его поэтику, принципы и способы его описания предметов, героев и событий.

Книга издана первой в России библиофильской организацией - Кружком любителей русских изящных изданий. Все издания КЛРИИ носили элитарный характер, то есть предназначались для узкого круга ценителей, имели ограниченный тираж, иногда с выделением особой, еще более желанной для «книжных гурманов» части тиража - нумерованной или именной, со специальными вставками и прочими отличиями. КЛРИИ проводил большую просветительскую работу, занимался проведением аукционов и выставок. Кружок объединил собирателей и коллекционеров, послужил образцом для последующих, появившихся уже в советское время библиофильских организаций.