Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Лубяновская площадь. Рис. Диц. Литографировал Бишебуа. Фигуры Русселя. Отпечатано в мастерской Лемерсье в Париже. М.-Спб., издание Дациаро, 1840-е. г.г. Литография в паспарту, издательская раскраска акварелью. Редкая коллекционная сохранность.

Автор: Диц Т., Бишебуа Л., Руссель, Дациаро И.
Год издания: 1847


Лубяновская площадь. / Москва № 32. - Рис. Диц. Литографировал Бишебуа. Фигуры Русселя. Отпечатано в мастерской Лемерсье в Париже. М.-Спб., издание Дациаро, 1840-е. г.г. - Place de la Loubianka. Dietz del. Bichebois lith. Fig. par Roussel. M.-Spb, publie par Daziaro, 1840-s aa. Литография в паспарту, издательская раскраска акварелью. Размеры в паспарту: 49 х 55 см. Размеры оттиска: 27 х 36,5 см. Редкая коллекционная сохранность. Представляет художественную ценность.

Представленная на литографии Лубянская площадь была известна своим фонтаном, из которого брали воду и развозили в бочках по всей Москве кучера-водовозы. Справа от фонтана изображена Китайгородская стена с Владимирскими воротами. Они открывали проезд на Лубянку с Никольской улицы. Ворота были проломаны в стене около 1680 г. Они иногда именовались Никольскими. Рядом с ними возвышается Никольская башня, на наружной стене которой помещался список с Владимирской иконы Божьей матери.

Во время пожара 1812 г. стены Никольской башни, как и другие части Китайгородской стены, получили серьезные повреждения. При восстановлении башни их делали максимально похожими на кремлевские. У Владимирских ворот до революции велась торговля старыми книгами и гравюрами. Стена и башня были уничтожены в 1934 г. во время Генеральной реконструкции Москвы.

Литография исполнена французским художником и литографом Луи Пьером Альфонсом Бишебуа (1801-1850) по оригиналу известного немецкого художника Теодора Дица (1813-1870), жившего продолжительное время в России, создавшего панораму Макарьевской ярмарки, виды Москвы и С.-Петербурга, которые послужили оригиналами для изданий Дациаро.

Л.Бишебуа стал известен в 1824 г., когда впервые выставил в Парижском Салоне виды французских городов и провинций. Позднее Л.Бишебуа много занимался литографией, исполняя различные виды городов, архитектурные пейзажи, ландшафты по своим и чужим оригиналам, выполнял заказы лучших парижских литографических мастерских Энгельмана, братьев Тьерри, Лемерсье. Хорошо известны его литографированные виды русских городов для «Живописной России …» (1834-1839), виды Макарьевской ярмарки (конец 1830-х г.г.), городов и заводов Урала, усадьбы «Марфино» графа Панина (1840-х г.г.) и др.

Гравюра была выпущена в известном издательстве художественной графики Дациаро. Фирма работала в Москве, С.-Петербурге и Париже. В С.-Петербурге и Москве активная деятельность издательства, основанного купцом второй гильдии итальянцем Иосифом Христофоровичем Дациаро (1805-1865), относится к 1830-1865 г.г.

Изображение было гравировано и отпечатано в знаменитой мастерской Лемерсье в Париже. Это заведение относилось к числу лучших художественных литографий Европы. Оно было организовано учеником изобретателя техники литографии А.Зенефельдера Жозефом Лемерсье (1803-1887) в 1828 г. Именно здесь после 1840 г. преимущественно печаталась продукция Дациаро. 

Фирма «Дациаро» более всего прославилась изданиями видовой графики. Она выпускала преимущественно литографированные виды двух русских столиц. Уже в начале своего существования предприятие стало самым успешным в России в своей области за счет высочайшего качества исполнения гравюр. На него работали лучшие художники и мастера-литографы своего времени. Со временем фирма приобрела высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества. В Первопрестольной художественный магазин Дациаро открылся на Кузнецком мосту.

Характер и техника печати, качество и сохранность оттиска подтверждают подлинность представленного экземпляра и его датировку.