|
Коллекция из 12 детских книжек в оформлении Татьяны Мавриной и с ее автографами из собрания А.О. и М.П.Сокольниковых:
Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Русская народная сказка в обработке А.Нечаева. М.-Л.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1952. 16 с., илл. 28,3 х 22,3 см. Тираж 100 000 экз. Серия: «Школьная библиотека для нерусских школ». Автограф на авантитуле красным карандашом: «Дорогой Александре Осиповне и Михаилу Порфирьевичу Сокольниковым с любовью и уважением. Т.Маврина. 22 Ноябр. 1952». Хорошая сохранность. Разрыв обложки по сгибу вдоль корешка.
Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо. Русская народная сказка. М.-Л.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1954. 20 с., с илл. 28 х 22 см. Тираж 100 000 экз. Серия: «Школьная библиотека для нерусских школ». Автограф на титуле красным карандашом: «В день бронзовой свадьбы дорогой Александре [О]сиповне и Михаилу Порфирьевичу. Т.Маврина 27 мая 1954». Удовлетворительная сохранность. Обложка подклеена вдоль корешка изолентой.
Морозко. Русская народная сказка в обработке М.Булатова. М.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1956. 20 с., с илл. 28,3 х 22,7 см. Серия: «Школьная библиотека для нерусских школ». Автограф на обложке красным карандашом: «Дорогой Александре Осиповне и Михаилу Порфирьевичу проценты за подержание карусели. Т.Маврина. 24/X 56». Хорошая сохранность. Надрывы обложки у корешка.
Солнце, Месяц и Ворон Воронович. [Русская народная сказка. Пересказ М.Булатова]. [М.]: Детский мир, 1960. 16 с., с илл. 28,5 х 21,9 см. Тираж 100 000 экз. Автограф на передней обложке синей ручкой: «Т.Маврина». Отличная сохранность.
Как у бабушки козел. (Русская народная сказка). [М].: Детский мир, 1961. 12 с., с илл. 27,7 х 22,3 см. Тираж 100 000 экз. Автограф на передней обложке синей ручкой: «Т.Маврина». Отличная сохранность.
Василиса Премудрая. Русская народная сказка. [Обработка В.Гакиной]. [М.]: Детгиз, 1961. 28 с., с илл. 27,6 х 22,1 см. Тираж 300 000 экз. Автограф на передней обложке синей ручкой: «Т.Маврина». Отличная сохранность.
Т.Маврина. Тройка. Текст Н.Колпаковой. [М.]: Детгиз, 1962. 21, [3] с., с илл. 28,2 х 21,3 см. Тираж 350 000 экз. Автограф на с. 3 синей ручкой: «Дорогим друзьям Сокольниковым. Т.Маврина. 25.IV.62». Отличная сохранность.
Т.Маврина. Ю.Коринец. Выбирай коня любого. [М.]: Детгиз, 1963. 20 с., с илл. 28,6 х 21,7 см. Тираж 310 000 экз. Автограф на с. 1 красным карандашом: «Дорогому Михаилу Порфирьевичу Сокольникову. Т.Маврина. 14.1962.III.». Отличная сохранность.
Т.Маврина. Пряники пекутся, коту в лапы не даются. [Сказка о том, как чудесный кот захотел испечь для своих деток медовые пряники-игрушки, какие еще его дед едал, и что из этого получилось]. М.: Малыш, 1966. [24] с., с илл. 27,9 х 21,8 см. Тираж 150 000 экз. Автограф на с. [1] черными чернилами: «Михаилу Порфирьевичу Сокольникову Т.Маврин<а> 5.V.68». Отличная сохранность.
А.С.Пушкин. [Лукоморье]. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». М.: Малыш, 1970. [32] с., с илл. 32 х 24 см. Тираж 150 000 экз. Экземпляр из первых 50 000 более дорогих экземпляров в целофановых обложках. Автограф на титуле черной ручкой: «Михаилу Порфирьевичу Сокольникову 6.III.71. Т.Маврина». Отличная сохранность.
А.С.Пушкин. Сказка о золотом петушке. М.: Малыш, 1971. [32] с., с илл. 27,7 х 21,7 см. Тираж 300 000 экз. Экземпляр из меньшей и более дорогой части тиража (50 000 экз.) в целофановой обложке. Автограф на титуле синей ручкой: «Дорогому Михаилу Порфирьевичу Сокольникову 30.IX.71. Т.М.». Отличная сохранность.
А.С.Пушкин. Ветер по морю гуляет. [М.]: Малыш, 1974. [4] с., с илл. 27,7 х 21,4 см. Тираж 300 000 экз. Автограф на с. [1] черной ручкой: «Дорогому Михаилу Порфирьевичу Сокольникову Т.Маврина 18.IX.1974 г.». Отличная сохранность.
Книги в современном художественном футляре. Автографы свои Татьяна Маврина в большинстве случаев вписывала в композицию титулов, обложек и тех страниц, на которых их оставляла, стилизуя под графический образ издания. Комплект представляет художественную и историческую ценность. Редкость.
Уникальный комплект экземпляров детских книжек Татьяны Мавриной с ее автографами видному искусствоведу и члену редколлегии издательства «Academia» Михаилу Порфирьевичу Сокольникову и его супруге наглядно демонстрирует развитие ее творчества на протяжении более 20 лет. Фактически, это законченный период от начала ее работы в оформлении детской сказочной книги до получения мирового признания в этой области. Работы показывают эволюцию книжной иллюстрации Т.Мавриной от реализма и прикрытого модерна в духе В.Васнецова и И.Билибина к художественной и стилевой свободе, от вспомогательной роли иллюстраций к их доминированию и даже «изгнанию» печатного текста или превращению его в часть декора.
Книжная графика стала для Т.А.Мавриной вершиной творчества. Первые ее графические работы появились в 1942 г. С этого, как она сама писала, началась для нее новая жизнь. В жанре детской иллюстрации Т.Маврина использует приемы народного искусства и лубка. Ее работы фонтанируют цветами и энергией. В ее наивном, на первый взгляд, стиле соединено очень много. Играя с народными художественными техниками, она вырабатывает собственный почерк, доводящий до предела декоративность. Ее искусство стало продолжением векторов авангарда, заданных П.Пикассо, В.Кандинским и К.Малевичем.
Первые книги в оформлении Т.Мавриной появляются сразу после Великой Отечественной войны. Но в это время они еще не всегда детские, а иллюстрации не играют в них организующей роли. В середине 1970-х г.г. книжное искусство художницы получает высшее признание в Советском Союзе и в мире.
Среди представленных изданий есть несколько знаковых серий. Это сказки и истории, рассказывающие детям про старинные народные художественные ремесла. За цикл иллюстраций к книгам «Русские сказки», «Сказочная азбука», «Лукоморье», «За тридевять земель», «Ветер по морю гуляет…», «А.С.Пушкин. Сказки» и станковую графическую серию «Сказка, Родина, Красота» художнику была присуждена в 1975 г. Государственная премия СССР. Две из номинированных книжек представлены в коллекции Сокольниковых. А в 1976 г. Т.Маврина получила престижную Премию имени Г.Х.Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг. Художница стала единственным советским детским книжным графиком, удостоенным этой международной награды.
В своем искусстве Т.Маврина черпала вдохновение в художественных школах Городца, Палеха, Мстеры, Гжели, в Вятской Дымковской игрушке, в оформлении тульских пряников и т.д. Т.Маврина синтезирует из их «деталей» свой живой стиль. Какие-то из художественных техник имели чисто декоративный, а другие - повествовательный характер. Их художница применяет к передаче фольклора и сказки.
Ее иллюстрации интересны детям и увлекают их, следуют детской логике и эмоциональному восприятию мира. В то же время, в них множество пластов и они сложны по структуре. Т.Маврина, например, использует рисованные шрифты, отсылающие к полууставу разных эпох и к старообрядческим рукописным книгам. Она в своих работах играет не только с визуальными образами, но и с текстом. Прорисовывая последнюю или первую строку текста на странице, она соединяет свои иллюстрации с печатным текстом через рисунок.
В этих поисках новых творческих путей сказывалась близость интересов и взглядов на искусство Т.Мавриной и М.П.Сокольникова, который, кроме исследования местных народных традиций и собирания их произведений, занимался пропагандой русских художественных ремесел. В 1934 г. под его редакцией вышло уникальное издание «Слова о полку Игореве», стилизованное под средневековую лицевую рукопись, украшенное иллюстрациями работы лучшего мастера Палехской школы И.Голикова, передающими традиции средневековой книжной миниатюры.
В оформлении книжки «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» Т.Маврина использует традиции тиражного лубка и древнерусских рукописей, в том числе миниатюр, заставок, рукописных колофонов. В книжке «Как у бабушки козел» текст полностью рисован со стилизацией под поздний полуустав, а иллюстрации и текст превращаются в единое графическое произведение, в котором картинка имеет первенствующее значение. В «Тройке» обыгрываются Городецкая резьба и роспись, художественные изделия из шишек, соломки, дерева, росписи на матрешках и др. В книжке «Выбирай коня любого» представлены на выбор с десяток разных художественных традиций, в которых стилизованы развороты. «Пряники пекутся ...» передает разнообразие оформления тульских пряников.
Татьяна Алексеевна Маврина (Маврина-Лебедева) (1900-1996) - русский живописец, художник-график, иллюстратор. Заслуженный художник РСФСР (1981). Родилась в Нижнем Новгороде. Ее детство прошло в поездках через «...Суздаль, Владимир, Юрьев-Польский, Муром, Городец, а там живописные народные промыслы - городецкие, семеновские, хохломские, палехские, мстерские. Город в окружении фольклора», - вспоминала Т.Маврина о своих детских ощущениях. В 1921-1929 г.г. училась во Вхутемасе-Вхутеине (учителя - Н.В.Синезубов, Г.В.Федоров, Р.Р.Фальк). Была членом группы «Тринадцать», участники которой выступали за живое, свободное рисование с натуры, не скованное академизмом. Они стремились эмоционально и радостно передавать динамику жизни, ее ритмы. У группы прошло всего две выставки в 1929 и 1931 г.г., в 1932 г. она перестала существовать.
Настоящей школой живописи для Т.Мавриной стали французские импрессионисты в Щукинской и Морозовской галереях. В 1930-е г.г. Т.Маврина занималась живописью, писала акварели, делала рисунки. Многие ее работы этого времени близки постимпрессионистским течениям. Около двадцати лет заняли поиски своего места в искусстве. Последняя живописная работа Т.Мавриной на холсте масляными красками была написана летом 1942 г. В послевоенные годы она стала писать в яркой и открытой манере, близкой примитивизму, древнерусскому и народному искусству. В 1940-е - 1980-е г.г. Т.Маврина оформила более 200 книг. Некоторые ее рисунки послужили основой небольших рассказов, написанных Ю.Ковалем. Известны ее работы для театра и кино. Сказки А.С.Пушкина художница иллюстрировала на протяжении всего своего творчества, начиная с 1946 г. Большая коллекция живописных и графических произведений Т.Мавриной находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Михаил Порфирьевич Сокольников (1888-1979) - искусствовед, литератор, один из организаторов Союза художников РСФСР, художественный редактор издательства «Academia». Уроженец г. Кинешмы Костромской губернии. Заслуженный работник культуры РСФСР. Автор целого ряда книг о творчестве известных российских художников - В.Н.Бакшеева, А.М.Герасимова, Б.В.Иогансона, П.И.Петровичева, Г.К.Савицкого, В.В.Мешкова, Ф.А.Модорова и др., а также большого количества обзоров и статей по проблемам художественного творчества.