|
Лутовинов А. Пути Промысла в развитии Вселенной: Исторические очерки. Спб., типография Товарищества М.О.Вольф, 1884. [4], 503, II, II с. 21,9 х 14,7 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Золотой обрез, сохраненный от изначального переплета. Отличная сохранность. Редкость.
Представленная книга, очевидно, имела большое значение и сыграла важную роль в жизни автора. С окончанием ее по времени совпало возведение А.Лутовинова в сан архимандрита и назначение его начальником Пекинской духовной миссии. Это произошло 7 октября 1883 г., а 11 октября того же года книга была одобрена Комитетом Духовной цензуры и подписана в печать цензором архимандритом Арсением.
Издание стало характерным знаком своего времени, в нем представлены поиски точек соприкосновения между верой и знанием, религией и наукой. Автор стремится найти доказательства проявлений Бога в человеческой истории и природе, активно используя новейшие научные знания, открытия или не объясненные наукой феномены. Писатель показывает божественную логику исторического развития. В издании освещены три периода в мировой истории, отраженные в Библии: первобытный, период расселения и образования первых государств, и период развития государств и возникновения империй. Рассмотрены сюжеты истории Древнего Египта, Ассирии, Вавилона и Персии. Особое место уделяется истории иудеев и Израиля. Православный библеист представил древнюю историю сквозь призму судеб ярких личностей - царей и пророков. Так, история Израиля показана через Самуила, Давида, Соломона, Ахава, Иосафата, Иеровоама II, Озию и Езекию.
Архимандрит Амфилохий опирается на труды В.Вундта, основателя экспериментальной психологии, британского физика У.Томсона, Ч.Дарвина, А.Гумбольта, Ч.Лайеля, Г.Спенсера и многих других великих европейских ученых того времени. Он использует знания, добытые физиками, палеонтологами, археологами, лингвистами-востоковедами и другими исследователями, чтобы разъяснить библейские реалии и подтвердить достоверность священных текстов. Какие-то гипотезы он принимает, с какими-то дискутирует. Так, в то время частью ученых рассматривалась возможность самозарождения живой материи, которую невозможно было экспериментально подтвердить, а, значит, по мнению о. Амфилохия, она не могла претендовать на научность. Он принимает идеи Ч.Дарвина об изменчивости и отборе, стремится увязать с библейской историей факты движения земной коры, следы геологических эпох и эволюции.
Писатель опирается не только на прекрасное знание Библии и святоотеческой традиции, но и учитывает мудрость Талмуда, Рамаяны, Махабхараты, учения древних восточных религий, в том числе буддизма, с помощью которых он прослеживает происхождение тех или иных образов и понятий. Библейские тексты сопоставляются с письменными источниками Древнего Востока, свидетельствами античных писателей и историков, исследованиями европейских историков и археологов.
О. Амфилохий рисует схематичную историю цивилизаций Древнего Востока от Китая до Египта. Значительное внимание уделено образованию государств, объяснению социальных и властных отношений, идеологической роли религии. Автор характеризует типологические особенности религиозных систем, прослеживает формирование монотеизма у евреев. Большое внимание он уделяет истории рода Давидова и мудрости, которую копили из поколения в поколение иудеи.
Архимандрит Амфилохий проявляет себя выдающимся эрудитом. Главным достоинством книги является простота и увлекательность повествования. Красота выражения мыслей и литературный стиль свидетельствуют о большом таланте автора как миссионера и проповедника. В книге использован обширный научный аппарат в виде сносок, в которых автор приводит отсылки к своим источникам, обсуждает различные научные гипотезы и нерешенные проблемы. В связи с вопросом древней хронологии рассматривается конфликт ранних христиан и раббанитов по поводу Мессии, в ходе которого христиане обвиняли иудеев в порче священных текстов и так объясняли расхождения в эрах и датировках, на которые опираются библейские тексты в разных редакциях.
Архимандрит Амфилохий (в миру Александр Лутовинов; ок. 1843-1905) - иерарх Русской православной церкви, библеист, востоковед, законоучитель-проповедник. Он возглавил семнадцатую Пекинскую духовную миссию в 1884-1896 г.г., где активно занимался миссионерской деятельностью. Происходил из дворян Курской губернии, два года слушал лекции в Московском университете, после чего в 1862 г. ушел от мира в Коренную пустынь Курской губернии. В 1872 г. принял постриг в Курском Знаменском Богородицком монастыре. В 1875 г. он перешел в состав общины Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря на мысе Фиолент. Этот древнейший крымский монастырь посещали многие великие русские писатели и художники, туда регулярно приезжали российские императоры: Александр I (в 1818 и 1825 г.г.), Николай I (1837), Александр II (1861), Александр III (1893), Николай II (1898).
В 1878 г. о.Амфилохий был награжден золотым наперсным крестом за служение в доме великой княгини Марии Александровны, второй дочери Александра II, в замужестве герцогини Эдинбургской. В это время он входил в состав клира Александро-Невской лавры.
Находясь в Китае, весной 1891 г. архимандрит Амфилохий отправился в Ханькоу для встречи цесаревича Николая Александровича. После отслуженной литургии он получил от наследника русского престола наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. По окончании заграничной службы о. Амфилохийбыл назначен настоятелем миссионерского Московского Покровского монастыря и внештатным членом Московской духовной консистории.
Интересно, что о.Амфилохий перед назначением в Китай не имел предварительной подготовки китаиста, какой обладали его предшественники, но это не помешало ему принести на своем посту пользу, занимаясь текущими делами Миссии и научными изысканиями. Его перу принадлежит очерк ранней истории христианства в Китае и небольшой очерк истории буддизма.