Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Маковский С.К., Нотгафт Ф.Ф. Графика М.В.Добужинского. Л., 1924. Тираж 400 нумерованных экземпляров. Экз. № 154. Роскошное библиофильское издание в современном цельнокожаном переплете, в картонажном футляре. Редкость.

Автор: Маковский С.К., Нотгафт Ф.Ф.
Год издания: 1924


Маковский С.К., Нотгафт Ф.Ф. Графика М.В. Добужинского. [Л.]: Петрополис, [1924]. 78, [2] с.; с илл. в тексте и 33 илл. на отдельных листах. 35,7 х 26,3 см. Тираж 400 нумерованных экземпляров. Экземпляр № 154. Роскошное библиофильское издание, отпечатанное в Берлине на толстой ватманской бумаге к 50-летию М.В.Добужинского в типографии Зинабург и Ко., фототипии исполнены в художественной мастерской Альберта Фриша. Издательская обложка выполнена М.В.Добужинским в технике гравюры. В современном цельнокожаном переплете из темно-синей шагрени с золотыми дублюрами и тиснением на корешке и крышках. В современном картонажном футляре. Муаровые форзацы. Отличная сохранность, присутствуют все защитные кальки перед иллюстрациями на отдельных листах. Редкость.

Авторы книги - крупнейшие специалисты своего времени в области книжной графики и издательского дела, близко знавшие М.В.Добужинского. Сергей Константинович Маковский (1877-1962) был художественным критиком и основателем журнала «Апполон», в котором в 1909-1917 г.г. М.В.Добужинский был непременным участником в качестве художника. В 1920 г. С.К.Маковский эмигрировал. Федор Федорович Нотгафт (1986-1941) - искусствовед, коллекционер, издатель, хранитель и старший научный сотрудник Эрмитажа. С 1918 по 1923 г.г. был секретарем объединения «Мир Искусства». Он основал известное в начале 1920-х г.г. издательство «Аквилон», игравшее важную роль в развитии книжной графики.

Направление деятельности издательства «Петрополис» было связано с интересами его создателей - философов, деятелей культуры, библиофилов. Основателем его являлся театровед, писатель, издатель и библиофил Я.Н.Блох. Это кооперативное предприятие родилось в начале 1918 г. в большевистской России. Его создатели организовали обмен знаниями, начав с продажи и покупки книг, устройства выставок, а в 1920 г. приступили к издательской деятельности. В первой половине 1920-х г.г. издательство выпустило сборники Н.С.Гумилёва, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Кузмина, напечатало прозу Е.И.Замятина и И.Г.Эренбурга, монографии о современных поэтах и художниках, произведения зарубежных авторов, сборники по истории и теории театра. Многие издания были ориентированы на очень неширокий круг профессионалов и библиофилов. В 1922 г. издательство открыло отделение в Берлине. А в 1923 г. его создатели отправились в эмиграцию. В 1924 г. «Петрополис» прекратил свою деятельность в Петрограде, продолжая ее только в Берлине. М.В.Добужинский тесно сотрудничал с издательством, являясь одним из лучших художников-графиков своего времени.

«Графика М.В.Добужинского» была напечатано в Берлине и стала шедевром книгоиздательского искусства. В книге представлены лучшие работы М.В.Добужинского, выполненные в 1901-1924 г.г. Особенно много произведений, созданных после 1917 г. Книжная графика М.В.Добужинского имеет свою удивительную «магию». В рисунках и декоре художник создавал собственный мир, в котором особое значение имела его точка зрения на предмет и, с другой стороны, - то, что искусствоведы назвали «двойным зрением». Его работам свойственна полифония: реальность и сказка, взрослый и детский взгляд в его произведениях тесно переплетаются. Все работы отличает цельность стиля, декоративность композиции и предельное внимание к возможностям полиграфии. М.В.Добужинский идеально проникал в глубины и суть произведений, которые иллюстрировал, независимо от того, детскими или взрослыми они были. Художник имел душу мечтателя и фантазера, вкладывал в иллюстрации свою любовь к увлекательному и яркому зрелищу, к острому гротеску, выступая как бы соавтором иллюстрируемого произведения. Каждое издание с его рисунками сразу становилось важным событием в истории книги и получало необыкновенную популярность.

Одним из главных героев рисунков М.В.Добужинского был Петербург. В этом городе его как художника интересовали больше всего детали «изнанки» - закоулки, дворы, крыши, мир из-за забора ... С другой стороны, особое внимание - к архитектуре. Художник воспринимает ее как инструмент, создающий музыку, заданную ритмами и пластикой кирпича и гранита. Автор сталкивает и переплавляет в своих произведениях самые разные пласты восприятия города на Неве. Так, надрывный Петербург Ф.М.Достоевского аранжируется понимианием города самим М.В.Добужинским в эстетике кружка «Мира Искусства».

Рисунками М.В.Добужинского оформлялись такие знаменитые художественные журналы эпохи модерна, как «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и многие другие. В своих работах он активно применял различные техники, в том числе силуэты, использовал одно цветовое пятно в черно-белом рисунке, и т.д. М.В.Добужинский - блестящий стилист орнаментов и шрифтов.

Настоящее издание имеет чрезвычайно изящный и сложный макет, в котором иллюстрации буквально врастают в текст. В нем представлены городские пейзажи, жанровые сцены и портреты в интерьере. Книга богато украшена гравированными заставками, инициалами, концовками. Между каждыми двумя листами с текстом находится лист с большой гравюрой, выполненной в красках.

Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) - выдающийся русский художник-график, виртуоз городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир Искусства», масон, мастер ложи «Юпитер». М.В.Добужинский учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885-1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен) и у Ш.Холлоши (Венгрия). В 1901 г. он изучал гравюру под руководством В.Матэ. М.В.Добужинский прославился как книжный график и театральный художник, оформлял спектакли Большого драматического театра в первые годы его существования. С 1922 г. был профессором Академии художеств в Петрограде. 1 декабря 1924 г. М.В.Добужинский эмигрировал сначала в Прибалтику, затем в Париж, Лондон, и в 1939 г. - в США.


              

Маковский С.К., Нотгафт Ф.Ф. Графика М.В. Добужинского. Л., 1924. Тираж 400 нумерованных экз. Экз. № 156. Роскошное библиофильское издание. В полукожаном переплете эпохи и в современном футляре. Отличная сохранность. Экз. библиофила Э.Хансена. Редкость.

Автор: Маковский С.К., Нотгафт Ф.Ф.
Год издания: 1924


Маковский С.К., Нотгафт Ф.Ф. Графика М.В. Добужинского. [Л.]: Петрополис, [1924]. 78, [2] с.; с илл. в тексте и 32 илл. на отдельных листах. 36 х 27 см. Тираж 400 нумерованных экземпляров. Экз. № 156. Роскошное библиофильское издание, отпечатанное в Берлине на толстой ватманской бумаге к 50-летию М.В.Добужинского в типографии Зинабург и Ко., фототипии исполнены в художественной мастерской А.Фриша. Сохранена издательская обложка, выполненная М.В.Добужинским. В полукожаном переплете эпохи работы Стокгольмской переплетной мастерской К.Хэсслера с блинтовым и золотым тиснением на корешке (ярлык мастерской наклеен в нижнем углу переднего форзаца). Внизу корешка тиснение инициалов первого владельца: “H.D.”. В современном картонажном футляре. Золотой обрез. Отличная сохранность, сохранены все защитные кальки перед иллюстрациями на отдельных листах. На переднем форзаце гравированный владельческий ярлык-экслибрис: «Ex-libris Einar Hansen» (фамильный вензель с гербом на щите под короной). Экземпляр из собрания выдающегося шведского библиофила и издателя Эйнара Хансена. Редкость.

Авторы книги - крупнейшие специалисты своего времени в области книжной графики и издательского дела, близко знавшие М.В.Добужинского. Сергей Константинович Маковский (1877-1962) был художественным критиком и основателем журнала «Апполон», в котором в 1909-1917 г.г. М.В.Добужинский был непременным участником в качестве художника. В 1920 г. С.К.Маковский эмигрировал. Федор Федорович Нотгафт (1986-1941) - искусствовед, коллекционер, издатель, хранитель и старший научный сотрудник Эрмитажа. С 1918 по 1923 г.г. был секретарем объединения «Мир Искусства». Основал известное в начале 1920-х г.г. издательство «Аквилон», игравшее важную роль в развитии книжной графики.

Направление деятельности издательства «Петрополис» было связано с интересами его создателей - философов, деятелей культуры, библиофилов. Основателем его являлся театровед, писатель, издатель и библиофил Я.Н.Блох. Это кооперативное предприятие родилось в начале 1918 г. в большевистской России. Его создатели организовали обмен знаниями, начав с продажи и покупки книг, устройства выставок, а в 1920 г. приступили к издательской деятельности. В первой половине 1920-х г.г. издательство выпустило сборники Н.С.Гумилева, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Кузмина, напечатало прозу Е.И.Замятина и И.Г.Эренбурга, монографии о современных поэтах и художниках, произведения зарубежных авторов, сборники по истории и теории театра. Многие издания были ориентированы на очень неширокий круг профессионалов и библиофилов. В 1922 г. издательство открыло отделение в Берлине. А в 1923 г. его основатели отправились в эмиграцию. В 1924 г. «Петрополис» прекратил свою деятельность в Петрограде, продолжая ее только в Берлине. М.В.Добужинский тесно сотрудничал с издательством, являясь одним из лучших художников-графиков своего времени.

«Графика М.В.Добужинского» была напечатано в Берлине и стала шедевром книгоиздательского искусства. В книге представлены лучшие работы М.В.Добужинского, выполненные в 1901-1924 г.г. Особенно много здесь представлено произведений, созданных после 1917 г. Книжная графика М.В.Добужинского имеет свою удивительную «магию». В рисунках и декоре художник создавал собственный мир, в котором особое значение имела его точка зрения на предмет и то, что искусствоведы назвали «двойным зрением». Его работам свойственна полифония: реальность и сказка, взрослый и детский взгляд в его произведениях тесно переплетаются. Все работы отличает цельность стиля, декоративность композиции и предельное внимание к возможностям полиграфии. М.В.Добужинский идеально проникал в глубины и суть произведений, которые иллюстрировал, независимо от того, детскими или взрослыми они были. Художник имел душу мечтателя и фантазера, вкладывал в иллюстрации свою любовь к увлекательному и яркому зрелищу, к острому гротеску, выступая как бы соавтором иллюстрируемого произведения. Каждое издание с его рисунками сразу становилось важным событием в истории книги и получало необыкновенную популярность.

Одним из главных героев рисунков М.В.Добужинского был Петербург. В этом городе его как художника интересовали больше всего детали «изнанки» - закоулки, дворы, крыши, мир из-за забора... С другой стороны, особое внимание - к архитектуре. Художник воспринимает ее как инструмент, создающий музыку, заданную ритмами и пластикой кирпича и гранита. Автор сталкивает и переплавляет в своих произведениях самые разные пласты восприятия города на Неве. Так, надрывный Петербург Ф.М.Достоевского аранжируется пониманием города самим М.В.Добужинским в эстетике кружка «Мира Искусства».

Рисунками М.В.Добужинского оформлялись такие знаменитые художественные журналы эпохи модерна, как «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и многие другие. В своих работах он активно применял различные техники, в том числе силуэты, использовал одно цветовое пятно в черно-белом рисунке, и т.д. М.В.Добужинский - блестящий стилист орнаментов и шрифтов.

Настоящее издание имеет чрезвычайно изящный и сложный макет, в котором иллюстрации буквально врастают в текст. В нем представлены городские пейзажи, жанровые сцены и портреты в интерьере. Книга богато украшена гравированными заставками, инициалами, концовками. Между каждыми двумя листами с текстом находится лист с большой гравюрой, выполненной в красках.

Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) - выдающийся русский художник-график, виртуоз городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир Искусства», масон, мастер ложи «Юпитер». М.В.Добужинский учился в С.-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885-1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен) и у Ш.Холлоши (Венгрия). В 1901 г. он изучал гравюру под руководством В.Матэ. М.В.Добужинский прославился как книжный график и театральный художник, оформлял спектакли Большого драматического театра в первые годы его существования. С 1922 г. был профессором Академии художеств в Петрограде. 1 декабря 1924 г. М.В.Добужинский эмигрировал сначала в Прибалтику, затем в Париж, Лондон, и в 1939 г. - в США.

Эйнар Хансен (1902-1994) был одним из крупнейших библиофилов XX века. Этот шведский предприниматель в 1932 г. основал в городе Мальмё издательство «Allhem», ставшее одним из самых крупных и динамично развивающихся предприятий в отрасли. Э.Хансен в течение шестидесяти лет был его бессменным лидером. Он собрал уникальную для Швеции и одну из самых необычных в мире библиотек. В ней насчитывалось около 6000 томов, относившихся к истории и искусству книги, была представлена как справочная литература, так и выдающиеся по красоте и редкости образцы книжного искусства разных эпох: искусства печати, иллюстрации и переплета. По этой коллекции можно проследить историю книги как произведения графического дизайна и типографской промышленности. В библиотеку отбирались преимущественно печатные книги, отличающиеся исключительным уровнем типографики, художественного оформления и мастерства исполнения переплета. В 1969 г. Э.Хансен был удостоен звания почетного доктора в университете Лунда за издательскую деятельность.