|
Массовое действо. Сценические игры: Всемирный Октябрь, поставленный на I-й Всесоюзной спартакиаде и другие сценические игры. Под редакцией Н.И.Подвойского. [М.]: Теакинопечать, 1929. 158, [2] с., с илл. 22,7 х 15,2 см. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.
Концепция и практика массового действа была разработана Аркадием Георгиевичем Харлампиевым (1888-1936). Эта техника была эффективным инструментом быстрой самоорганизации больших масс людей.
Изобретатель системы массового действа А.Г.Харлампиев был сыном циркового гимнаста и легендарного кулачного бойца, который руками мог разорвать трехкопеечную монету. В юности А.Г.Харлампиев ставил акробатические номера на арене, окончил с отличием Академию художеств и был отправлен для дальнейшего обучения в Париж. Там он зарабатывал деньги на профессиональном боксерском ринге. А.Г.Харлампиев стал чемпионом по боксу во Франции, а затем абсолютным чемпионом Европы. В Париже он защитил докторскую диссертацию на тему «О роли нравственных и умственных сил в бою» и получил звание профессора бокса. Вернувшись в Россию в 1922 г., он завоевал титул чемпиона страны, создал отечественную школу бокса. В 1927 г. А.Г.Харлампиев руководил подготовкой массового действа по случаю Десятой годовщины Октябрьской революции.
В начале 1920-х г.г. А.Г.Харлампиев организовал движение массового действа, которое являлось видом политического карнавала и выполняло целый ряд важнейших социальных функций в молодой стране Советов. Аркадий Георгиевич создал Коллективы массового действа при Обществе строителей Международного Красного стадиона и при Московском губотделе Профсоюза текстильщиков, был в них руководителем и инструктором. Он собрал с улиц рабочую молодежь и всех, кто не знал, чем себя занять, дал им почти неиссякаемый набор развлечений, возможностей для знакомств, общения, самореализации в коллективах и стал использовать их силы в качестве живой политической агитации. В своей работе он опирался на сыновей Анатолия и Георгия, бывших его помощниками в Первом Коллективе массового действа при ОСМКС.
В представленной книге А.Г.Харлампиев описал практику массового действа на примере рабочего гуляния 12 августа 1928 г. по случаю Всесоюзной спартакиады, прошедшего на Ленинских горах. В процессе его разыгрывалась драма Мировой революции, завершавшаяся победой объединенного пролетариата. В пошаговом сценарии показана методика культурно-спортивной и развлекательной работы с массами молодежи. В основе объединения людей, по методике А.Г.Харлампиева, лежала игровая деятельность.
Массовое действо синтезировало в себе различные формы совместной творческой деятельности: игры, театрализованные представления, танцы, хоровое пение, спортивные состязания, фигурные марши и т.д. Массовое действо пропагандировалось как основной вид проведения общественного досуга рабочих, позволявший организовать совместную спортивную и культурную деятельность, познакомить юношей и девушек друг с другом, научить действовать сообща, как сложный организм. Оно имело ярко выраженную политическую окраску и служило основным методом идеологической агитации. В то же время, новая техника являлась местом приложения творческих сил художников-авангардистов 1920-х г.г.
Книга стала второй в ряду руководств по советскому «лидерству», выпущенных А.Г.Харлампиевым. В ней представлены десятки игр, состязаний, танцев, схем перемещений больших скоплений людей и построения их в различные фигуры. Описано оформление массового действа костюмами, конструкциями и бутафорией, спецэффектами, военной символикой. Изложены организация, планы, программы массового действа; описан сценарий многотысячной сценической игры в художественном оформлении. Книга особенно ценна конкретикой и описаниями программ. Издание снабжено большим числом документальных фотографий о подготовке и проведении массового действа «Всемирный Октябрь».
Общество строителей Международного Красного стадиона занималось с 1922 г. созданием крупнейшего в стране спортивного комплекса на Воробьевых горах. Над архитектурным проектом работали выпускники и студенты ВХУТЕМАСа. В это время на Воробьевых горах строились временные спортивные объекты, на которых проводились игры и соревнования. В 1925 г. проект строительства стадиона фактически был свернут из-за опасности оползней. С того времени территория Воробьевых гор была полностью отдана под организацию массовых действ и подготовку инструкторов массовой работы. В организации мероприятий участвовали и такие выдающиеся режиссеры, как, например, В.Э.Мейерхольд.