Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Мельников П.И. (Андрей Печерский). Полное собрание сочинений. 7 томов. Спб., 1909. В иллюстрированных издательских переплетах. Отличная сохранность.

Автор: Мельников П.И. (Андрей Печерский)
Год издания: 1909


Мельников П.И. (Андрей Печерский). Полное собрание сочинений. Издание второе. С критико-биографическим очерком А.А.Измайлова и с приложением портрета П.И.Мельникова-Печерскаго. 7 томов. Спб., издание Т-ва А.Ф.Маркс, 1909. 19,5 х 13 см. В иллюстрированных издательских переплетах. Отличная сохранность. Типографский сбой в пагинации: в Т. 7 после с. 576 идет с. 579.

Т. 1. 288, [2] с.; 1 л. портр.
Т. 2. 554, [2] c.
T. 3. 520 c.
T. 4. 568, [2] c.
T. 5. 484 c.
T. 6. 422, [2] c.
T. 7. 590 c.

Павел Иванович Мельников (1819-1883) - выдающийся русский писатель, творчество которого в основном было посвящено описанию быта староверов. Он родился в дворянской семье в Нижнем Новгороде, окончил филологический факультет Казанского университета, преподавал в Перми и Нижнем Новгороде. Ему удавалось совмещать службу с продолжительными поездками по провинции (например, в ходе статистического описания Нижегородской губернии или во время службы в Пермской губернии), в которых он знакомился с жизнью русского народа, «лежа у мужика на полатях, а не сидя в бархатных креслах». Целый ряд статей на раннем этапе своей деятельности П.И.Мельников опубликовал в «Отечественных записках» и «Москвитянине». Работая в архивах с материалами по истории раскола, П.И.Мельников со временем стал членом-корреспондентом Археографической комиссии. Кроме того, он был редактором Нижегородских «Губернских ведомостей», чиновником особых поручений при Нижегородском военном губернаторе, а затем в Министерстве внутренних дел, являлся членом Русского географического и Императорского археологического обществ.

Литературная жизнь П.И.Мельникова началась с публикации под псевдонимом А.Печерский в 1852 г. рассказа «Красильниковы». Рассказ был написан по материалам, собранным во время ревизии Нижегородских учреждений, когда П.И.Мельников имел возможность подробно изучить быт местных купцов и мещан. В рассказе «Старые годы», который писатель считал одним из лучших своих произведений, он показал себя настоящим знатоком быта и общественной жизни России XVIII века. Его героями стали губернские и уездные чиновники, занимающиеся взяточничеством и вымогательством. Сам П.И.Мельников имел большой опыт государственной службы и хорошо знал бюрократическую систему. Его рассказ «Медвежий угол» прочитал сам император Александр II, согласившись с правильностью высказанной в нем критики русской действительности.

С 1863 по 1869 г.г. П.И.Мельников опубликовал в «Русском вестнике» многие материалы о расколе - «Старообрядческие архиереи», «Исторические очерки поповщины», «Счисление раскольников», «Тайные секты», «Белые голуби». Тема раскола церкви и быт старообрядцев стали ключевыми для многих его произведений.

Самые выдающиеся его сочинения, «В лесах» и «На горах», были написаны по личной просьбе цесаревича Николая Александровича, которого П.И.Мельников сопровождал в путешествии по Волге и поразил своими знаниями об истории и жизни старообрядцев. Работа над романами о жизни староверов Поволжья заняла 10 лет. В центре сюжетов - судьбы нескольких купеческих семей в новую эпоху, когда торговое сословие становится мощной силой в русском обществе. П.И.Мельников привлек для работы над романами богатый этнографический и фольклорный материал, они написаны живым и подлинным народным языком, который писателю удалось блестяще изучить и использовать в своем творчестве.

Ко времени создания «В лесах» и «На горах» П.И.Мельников пришел к убеждению, что старообрядчество несет в себе религиозные идеалы народа, которые могли бы спасти Россию от безверия. Он ценил заслуги староверов в сохранении старинных рукописей, икон и прочих ценностей. П.И.Мельников считал раскол чрезвычайно актуальной темой для русского читателя. Требовало объяснения, как миллионы людей, носителей преследуемой идеологии, были готовы для сохранения ее терпеть невероятные лишения, но при этом успешно выживать, все шире распространяясь в России и взаимодействуя с культурами многих стран, и сохранять свою самобытность и веру.