|
Моголи-Наги Л. Живопись или фотография. / Библиотека журнала «Советское фото», № 28. М., Акционерное издательское общество «Огонек», 1929. 87 с., с илл. 23 х 17,6 см. Тираж 7000 экз. Книга впоследствии не переиздавалась. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. На титульном листе штамп библиотеки издательства «Планета».
Ласло Моголи-Наги (или Мохой-Надь, настоящее имя Ласло Вейтц, 1895-1946) - выдающийся художник еврейско-венгерского происхождения, одна из крупнейших фигур авангарда, теоретик и великий новатор современного искусства, фотографии, кино и дизайна. Был другом А.Родченко, черпал вдохновение в живописи К.Малевича, В.Кандинского, Эль-Лисицкого и многих других мастеров. Он впитал в себя максимально широкий спектр идей и концепций как русских, так и европейских авангардистов, развил их в собственную теорию изобразительного искусства, работающую и поныне.
Его основные художественные эксперименты проходили на стыках разных видов искусств. Он пробовал себя в архитектуре, живописи, фотографии, кино, театре, дизайне и т.д. Но особый потенциал Л.Мохой-Надь видел в искусстве фотографии и кино, которыми и стал активно заниматься в начале 1920-х г.г. Первая его выставка прошла в 1922 г.
Живя в Германии, Л.Мохой-Надь преподавал в Баухаузе, где ставилась задача соединить искусство и производство. Был одним из создателей фотограммы, позволявшей экспериментировать со светом, тенью и движением одновременно. Известен, например, шаржевый портрет С.М.Эйзенштейна, выполненный Л.Мохоем-Надем с помощью руки, света и фотобумаги.
Он искал себя в кубофутуризме и супрематизме, вырабатывая собственный стиль. В фотографии творческие пути Л.Мохоя-Надя и А.Родченко совпадали, два художника шли практически параллельно, иногда один другого опережал в находках и невообразимых экспериментах, иногда они одновременно и независимо друг от друга приходили к сходным идеям. В 1937 г. Л.Мохой-Надь эмигрировал в США, в Чикаго он руководил созданной им же Школой дизайна и стал одним из основателей современного искусства в Америке.
«Живопись или Фотография» - одна из важнейших книг Л.Мохоя-Надя по теории искусств. Можно назвать чудом, что она вышла на русском языке. Уже в 1932 г. выход подобной книги был бы практически немыслим. Хотя Л.Мохой-Надь и относился к числу левых, в СССР его все чаще относили к теоретикам «мелкобуржуазного» искусства. Но в то время ключевые позиции в советской художественной фотографии продолжала занимать авангардно-экспериментальная школа и Л.Мохой-Надь был ей чрезвычайно близок.
В своей книге Л.Мохой-Надь размышляет о методах современного искусства, будущем живописи и фотографии, о разделении ими сфер влияния. Одна из важнейших его позиций состояла в том, что живопись теряет свою роль как изобразительное искусство. Функция передачи реальности остается за фотографией. В будущем живопись полностью должна избавиться от изобразительности. Она будет передавать ощущения и абстракции мысли с помощью цветовых пятен, фигур и линий, блестящие примеры чего давали картины В.Кандинского и его учеников. С другой стороны, живопись станет машинной, тиражной, будет создаваться с помощью трафаретов, лекал и автоматов, оборудованных пульверизаторами и валиками.
Сам художник исповедовал идею тиражности и анонимности живописи. Он использовал распылители красок и в какой-то момент перестал подписывать свои работы, ставя на них условные знаки, как на промышленных изделиях. Основным направлением в искусстве должна стать фотография, но она должна вобрать в себя черты живописи. Игра светотени и объемов здесь дает неограниченные возможности для экспериментов и, прежде всего, для «распредмечивания» мира. Искусство должно быть многозначным, вещи не могут являться нам такими, какие они есть, иначе это документалистика, не оставляющая места для творчества и фантазии. Об отношении предметного и беспредметного, зрительном формотворчестве, статике и кинетике в искусстве рассуждает художник в своей книге.
Настоящее издание иллюстрировано множеством репродукций со снимков лучших фотохудожников мира, в творчестве которых были намечены почти все пути развития современной фотографии. В том числе представлены работы самого Л.Мохоя-Надя, среди которых - и образцы фотограмм.