Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Морозов П. Феофан Прокопович как писатель: Очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования. Спб., 1880. Малотиражное издание магистерской диссертации. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость..

Автор: Морозов П.О.
Год издания: 1880


Морозов П. Феофан Прокопович как писатель: Очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования. Спб., типография В.С.Балашева, 1880. [2], II, 402, [2] с. 21,9 х 14 см. Малотиражное издание магистерской диссертации П.С.Морозова. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На титульном листе владельческая надпись орешковыми чернилами: «Библиотека Е.М.Прилежаева», на титульном листе и с. I дореволюционный штамп библиотеки С.-Петербургской Духовной Академии. Редкость.

В 1880 г. П.О.Морозов защитил магистерскую диссертацию на тему «Феофан Прокопович как писатель». Тогда же исследование было опубликовано в виде книги малым тиражом, чего удостаивались лишь лучшие научные работы. Это одно из первых исследований, посвященных личности и деятельности выдающегося церковного иерарха и одного из ближайших сподвижников Петра Великого. Ранее литературная деятельность архиепископа Феофана не становилась предметом специального изучения.

Феофан Прокопович (1681-1736), в миру Елисей, по другим сведениям - Елеазар Церейский, взял имя и фамилию своего дяди Феофана Прокоповича, который его воспитал. Феофан Прокопович-младший был поразительно разносторонним человеком: выдающийся богослов, архиепископ, ректор Киевской духовной академии, первый вице-президент Святейшего Синода, возглавивший русскую церковь после смерти Стефана Яворского, писатель, поэт, математик, философ, переводчик и универсальный ученый. Его литературное творчество отразило настроения и ожидания наиболее передовой части русского общества в эпоху преобразований.

Елисей рано остался сиротой и воспитывался дядей, братом матери, ректором Киево-Братской коллегии и настоятелем одноименного монастыря. Будущий православный иерарх учился в Киево-Могилянской академии, затем - во Львове, где временно принял униатство. После этого он пешком прошел всю Европу, учился в университетах Лейпцига, Халле и Йены. В 1701 г. в Риме поступил в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия. Римский папа Климент XI предлагал ему работу в своей канцелярии, но молодой богослов вернулся в Киев, где вновь принял православие. В Московском государстве Феофан Прокопович стал едва ли не единственным российским иерархом с разносторонним светским и духовным образованием европейского уровня, что оказалось исключительно ценно в Петровскую эпоху.

П.О.Морозов исследовал литературное творчество и личность Феофана Прокоповича. Своего героя он изучает в широком историко-культурном контексте переломного периода рубежа XVII-XVIII в.в. Особенно глубоко он показывает уровень развития просвещения и духовной среды. Историк раскрыл преподавательские и проповеднические дарования своего героя, отношение к Петровским реформам и различным аспектам современной ему жизни: к католицизму, образованию, учительской профессии, секуляризации науки и общества, церковных владений, к расколу и старому обряду, к задачам государства и самодержца и т.д. Показаны идеи, черты характера и другие личные особенности архиеп. Феофана.

Служа уже в С.-Петербурге, епископ Феофан отзывался в проповедях на наиболее злободневные темы: суд над царевичем Алексеем Петровичем, открытие Синода, планы объединения с католиками и пр. Церковный деятель был автором «Духовного Регламента» и ряда других связанных с ним  произведений, а также «Правды воли монаршей», «Камня Веры» и других важных сочинений. В книге показаны изменения внешних условий деятельности преосв. Феофана в связи со сменой русских правителей и личные связи иерарха в среде первых русских деятелей науки. Феофан Прокопович поддерживал отношения с академиками, с дипломатом и поэтом А.Д.Кантемиром, с государственным деятелем и историком В.Н.Татищевым. Важным лейтмотивом настоящей книги является мысль о том, что идеи самодержца по реформированию общества должны отстаиваться и продвигаться его ближайшими сподвижниками, думающими о будущем общества. Эта мысль была актуальна в конце правления Александра II, учитывая значительное сопротивление Великим реформам в дворянских кругах.

Петр Осипович Морозов (1854-1920) - историк, театровед, пушкинист, член-корреспондент С.-Петербургской Академии наук (1912). В 1876 г. окончил историко-филологический факультет Императорского С.-Петербургского университета. С 1884 по 1894 г.г. П.О.Морозов занимал должность приват-доцента истории русской словесности в родном университете, затем перешел на службу в Министерство финансов. В 1887 г. под его редакцией вышло «Собрание сочинений А.С.Пушкина», изданное Литературным фондом, которое было признано лучшим среди дореволюционных аналогичных изданий. Ему же принадлежит ряд ценных публикаций о творчестве и жизни поэта. В 1889 г. П.О.Морозов напечатал первый том «Истории русского театра» (до середины XVIII века); кроме того, издал ряд других важных историко-литературных и библиографических работ, а также был автором статей в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона».

Первый владелец экземпляра, Евгений Михайлович Прилежаев (1851-1900), был кандидатом богословия и исследователем местной истории, членом Олонецкого губернского статистического комитета. В 1875 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию, после чего работал в ней приват-доцентом и читал лекции по русской церковной истории Синодального периода. С сентября 1880 г. служил в Святейшем Синоде редактором-издателем православного журнала «Странник». С 1884 г. Е.М.Прилежаев являлся также делопроизводителем Канцелярии заведующего придворным духовенством протопресвитера И.Л.Янышева.