|
Москва, Кремль 1944. - Фотограф В.Ковригин. [М., 1944]. 19 фотографий, наклеенных на авторские паспарту с подписью-автографом фотохудожника, выполненной чернилами: «В.Ковригин» справа под снимками, и названием «Москва, Кремль 1944» в левом нижнем углу каждого паспарту. В современных паспарту. Размеры снимков: ок. 14 х 22 см. Размеры авторских паспарту: 29,6 х 21,9 см. Размеры современных паспарту: 40 х 30 см. В современном художественном футляре. Отличная сохранность. Фотографии имеют художественную и историческую ценность. Большая редкость.
В альбоме представлены 19 оригинальных фотографий Московского Кремля и прилегающих территорий, выполненных художником В.Ковригиным в 1944 году. 1. Большой Кремлевский сквер и Большой москворецкого мост с панорамой Зарядья (с колокольни Ивана Великого); 2. Тайницкий сад, Беклемишевская башня и вид на часть Зарядья и Китайгородскую стену (с колокольни Ивана Великого); 3. Кремлевская набережная с Большого каменного моста; 4. Красная площадь от Большого москворецкого моста до храма Василия Блаженного; 5. Собор Василия Блаженного; 6. Большой москварецкий мост и соборы Кремля; 7. Набатная башня и собор Василия Блаженного; 8. Большой кремлевский дворец и Колокольня Ивана Великого; 9. Царь-колокол (ракурс на изображение царя Михаила Федоровича с регалиями); 10. Царь-пушка (анфас); 11. Царь-пушка (крупный план в пол оборота); 12. Царь-пушка (в пол оборота на фоне Спасской башни); 13. Спасская башня; 14. Большой кремлевский дворец; 15. Соборы кремля и Большой каменный мост (с колокольни Ивана Великого); 16. Соборы кремля и Большой каменный мост (с колокольни Ивана Великого - увеличенный вариант); 17. Архангельский собор и Тайницкая башня; 18. Колокольня Ивана Великого и Архангельский собор (от Кремлевской стены); 19. Большой каменный мост и Моховая улица (с крыши Библиотеки им.Ленина).
В 1944 году В.В.Ковригин вернулся в Москву с берегов Баренцова моря, а А.Родченко к этому времени приехал с Урала из эвакуации, работал главным художником Дома техники и занимался дизайном книг. Втроем с Варварой Степановой они планировали издать альбом «Оборона Москвы». Но книга не вышла, поскольку оказалась слишком дорога для военного времени.
Вероятно, представленные фотографии являются подготовительным материалом к этому неизданному альбому. В пользу этой гипотезы говорит то, что некоторые снимки имеют несколько вариантов, сделанных с разных ракурсов, расстояний или разными объективами, чтобы можно было выбрать: это и виды Царь-пушки, и съемки направления на Большой каменный мост с колокольни, кремлевских соборов и храма Василия Блаженного. Судя по сезону и одежде прохожих, работа фотографа велась в сентябре – начале октября 1944 г.
Снимки различаются по соим историческим концепциям. Некоторые из них акцентированы. В них не попадает ничего лишнего, кроме объекта съемки. Но большинство фотографий вместе с историческими памятниками-символами показывают и жизнь военного города. Она производит впечатление мира и благополучия. Мы видим столицу страны, которая уверенно движется к победе: нет и следа разрухи, никакого намека на панику ноября 1941 г. По улицам ходят трамваи и мчатся грузовые автомобили. Люди спешат на работу. Единственный признак далеких боевых действий - день, а центральные улицы довольно безлюдна. Все на фронте или в цехах заводов.
Интересны и другие детали съемки: в объектив часто попадают храмы Кремля и окрестностей. На куполах видны кресты, вновь поднятые во время войны, когда потребовалась поддержка церкви и верующей части граждан. В годы войны авторитет церкви значительно вырос. В кадрах мало что напоминает о жестоких гонениях на церковь в 1920-х - 1930-х гг. О реконструкции Москвы, незавершонной в 1930-е гг., говорят снимки, на которых запечатлены снесенная часть Зарядья и пустошь на месте Храма Христа Спасителя. В самом Кремле зияния от разрушенных церквей заполнены цветущим садом, а там, где раньше были Чудов и Вознесенский монастыри, Малый и Николаевский дворцы, находится здание секретариата президиума Верховного Совета СССР, построенное в 1932-1934 гг. в стиле неоклассицизма. Оно почти не выбивается из общей композиции. Мастер в ряде своих снимков окрестностей Кремля использует один из любимых своих символов — дорогу. И это неожиданно меняет смысл фотографий — надежда, движение, бренность всего сущего — смешение жанров и настроений.
Факт создания такой серии фотографий является очень красноречивым историческим свидетельством. Почти каждый снимок несет в себе множество сообщений. Фотограф говорит о преемственности власти. Ее традиционное сакральное восприятие подчеркивается через встраивание Кремля как главной крепости мирового пролетариата в контекст исторических символов Российской империи: колокольни Ивана Великого, Царь-пушки, Царь-колокола, соборов и дворцов. Царь-колокол развернут к зрителю не своим поврежденным боком, напоминающим о возмездии за гордыню, а целой стороной, на которой видно изображение царя Михаила Федоровича с регалиями, а за колоколом на одной с ним оси - купола Архангельского собора, домашней усыпальницы московских царей. На уровне этих символов смысл карточек может быть прочитан так, что новая власть встала на место старой, осознала необходимость преемстввенности и сохранения исторических корней. Это было одно из немногих обращений к образу «Старой Москвы» с начала 1930-х гг. И если знаменитый художник-график Иван Павлов начал выводить уходящий город прошлого своим главным героем уже вскоре после революции, то более широко такой образный ряд стали использовать во время подготовки к 800-летию столицы. В отличие от И.Павлова, В.Ковригин стремился увидеть взаимопроникновение и сосуществование старого и нового, расслышать их диалог.
Тема Москвы стала для В.В.Ковригина одной из ключевых. Еще в 1930-е годы он начал снимать столицу. Художник любит и чувствует ее многослойное пространство, его две равноценные составляющие — людей и архитектуру. На фотографиях они иногда пересекаются и взаимодействуют, а порой сосуществуют параллельно. В 1950-е гг. Москва превратилась в любимую тему съемок. В 1957 году В.В.Ковригин издает альбом своих фотографий «Москва» с великолепной панорамой. Эти снимки замечательно перекликаются с «Москвой» А.Картье-Брессона.
Вадим Владимирович Ковригин (1901-1962) советский фотограф, работал в ТАСС, снимал официальные мероприятия и лично И.В.Сталина. Вадим Владимирович стал ярким представителем фото-авангарда. Любимой его камерой была «лейка». Родился будущий фотохудожник в дворянской семье в Донбассе, окончил три курса университета в Иркутске. Его отец был потомственным горным инженером и в 1910-е гг. работал в Сибири и на Дальнем Востоке.
В.В.Ковригин стретил революцию во Владивостоке, принял сторону красных, воевал в партизанском отряде, служил на флоте. Член ВКП(б) с 1921 года. До 1925 года работал преподавателем в военных школах Читы и Иркутска. Затем сменил штык на журналистское перо и фотокамеру. С 1930 года работает в газете «Вечерняя Москва» фоторепортером и пишет очерки. Женился на Евгении Черемных, актрисе театра Мейерхольда. Ее двоюродный брат Михаил был известным художником «Окон РОСТа». Так Вадим Владимирович попал в творческую среду «левых» писателей и художников. Он близко сошелся с кругом Владимира Маяковского: Л. и О. Бриками, К.Малевичем, нарисовавшим портрет В.Ковригина, семьей фотографа Б.Игнатовича и другими. В 1934 г. молодой фоторепортер познакомился с А.Родченко. С тех пор они стали близкими друзьями. В.Ковригин попал в систему НКВД. В 1933—1936 годах Вадим Владимирович работал фоторедактором газеты на канале «Москва-Волга» и фотографом в журнале «СССР на стройке», занимаясь пропогандой советских достижений. Эта связь с органами безопасности сохранялась и в будущем. В первые годы Великой Отечественной войны фотограф служил в мото-стрелковом полку НКВД.
При отсутствии специального художественного образования В.В.Ковригин был очень одарен творчески. Замечательная восприимчивость помогала ему учиться на ходу у всех, кто мог ему что-то дать. Все, за что бы ни брался художник, отличалось тщательностью исполнения и высоким техническим мастерством. Он наполнял художественным содержанием повседневные репортажные снимки. В них был виден неповторимый авторский почерк. Его индивидуальный стиль рождался на стыке живописи и фотографии, пейзажа и натюрморта, предметности и абстракции. Фотографиям мастера свойственна монументальность и экспрессия. В динамичных кадрах - ощущение физической мощи, проявленной в новой действительности. Художник создавал новый советский эпос. В.В.Ковригин постоянно экспериментировал. Он разработал необычайный штатив-лестницу собственной конструкции, которую сделал из обычного киноштатива. Когда это было необходимо, фотограф взбирался по штативу, как по лестнице, и мог свободно снимать, не опасаясь, что кадр заслонит кто-то из коллег.
К концу 1930-х гг. В.Ковригин стал звездой фотоискусства. Он работает в ТАСС, заведует редакцией ВСХВ и Нью-Йоркской выставкой «Союзфото», снимает историю про Веру Мухину и ее «Рабочего и колхозницу». Фотохудожнику удалось не только передать авторское виденье скульптур мастера, но и наполнить снимки своим собственным смыслом.
После демобилизации в 1943 году В.В.Ковригин был фотокорреспондентом на Северном флоте. Здесь он снимал истории про подводников и однажды, увлекшись съемкой, чуть не остался на поверхности субмарины во время ее погружения. Вадим Владимирович тогда уже был знаменит. В конце 1940-х годов фотохудожник снимает политических деятелей на торжественных и деловых мероприятиях. Но в апреле 1950 года восхождение на фото-Олимп закончилось для мастера сокрушительным падением. Художник был арестован и обвинен в заговоре против вождя из-за ошибки сотрудника, перепутавшего негативы.
Это были официальные съемки И.В.Сталина на Всенародных выборах в Верховный Совет СССР. На скимках тень от козырька фуражки неудачно падала на лицо Генерального секретаря. Фотограф исправил это с помощью фотомонтажа. После пересъемки и ретуши карточка получилась отличная. Но лаборанты отослали в пресс-агентство изображение со следами монтажа. Фотографию напечатали в журнале «Life» с соответствующими язвительными комментариями. От расстрела художника спасло то, что в кабинете допрашивавшего его офицера висел парадный фотопортрет вождя, выполненный В.Ковригиным. Допрашиваемый сообщил об этом пытавшему его следователю. Тот не поверил сначала и позвонил в фотохронику ТАСС. А там ему подтвердили авторство. В результате фотограф был сослан в Казахстан на два года. В 1956 году Вадим Ковригин был реабилитирован и восстановлен на работе в фотохронике ТАСС.