|
Москва: Николаевский дворец в Кремле. По рисунку с натуры Д.С.Индейцева. Литогр. Ф.Бенуа и Ж.-Г.Обрен. [М.-Спб.-Париж, издание Д.Дациаро; отпечатано Ж.Лемерсье, ок. 1850 г.] - Moscou: Palais Nikolaiewsky au Kremlin. Dess. d’aprés nat. par Indeisseff. Lith. par Benoist et Aubrun. [M.-Spb.-Paris: publié par Daziaro, imp. par Lemercier, v. 1850-em]. Тоновая литография в раме и бархатном паспарту. Подписи на русском и французском языках. Размеры оттиска: 33 х 47 см. Размеры в раме: 64,3 х 74,7 см. Отличная сохранность. Издание имеет историческую и художественную ценность, представляет интерес для музеев. Редкость.
Литография представляет собой первый лист из знаменитой панорамы Москвы, созданной Д.С.Индейцевым в 1848 г. и литографированной около 1850 г. в мастерской Ж.Лемерсье для фирмы Д.Дациаро. Эта панорама стала одним из наиболее масштабных и знаковых проектов знаменитой фирмы. Видимо, ее замысел у Д.С.Индейцева созрел по итогам торжеств к 700-летию Москвы. Перед празднованием юбилея художникам предложили написать картины с видами Москвы, историкам - создать описания ее церквей, монастырей, Московского университета, почтамта и других учреждений, а также быта, нравов и обычаев местных жителей.
В общей сложности в панораму входило десять листов. В ней представлен вид Кремля, Замоскворечья и окрестностей: собора Василия Блаженного, Воспитательного дома, Храма Христа Спасителя. Угол обзора составил 270 градусов, а общая длина паннорамы - около пяти метров. Взгляд художника скользит от Николаевского дворца и, сделав без малого круг, останавливается на Соборной площади Кремля. Издание Д.Дациаро является одной из лучших и наиболее редких панорам Москвы. Ее создание требовало выдающегося мастерства, больших затрат времени и средств, и стало большим событием в искусстве и в истории города.
Дмитрий Степанович Индейцев (1808-1841) окончил Московское Дворцовое архитектурное училище, был мастером технического рисования, особое внимание он уделял деталям городского пейзажа и быта, стремился к точности в их передаче. Дворцовое архитектурное училище было особой школой, ориентированной на практику, и было далеко от «академизма», из него выходили архитекторы и художники - новаторы своего дела, искавшие свои пути в искусстве. Поэтому на рисунках Д.С.Индейцева документально отражено все, что попало в его поле зрения. Мастер оживляет город людьми и событиями, а при помощи композиции и личностного взгляда задает особый угол восприятия.
На представленном листе изображены Николаевский дворец - в центре, Чудов и Вознесенский монастыри - слева и справа от дворца. Дворец ведет свою историю с 1824 г., когда дом митрополита, прежде выкупленный в казну, был надстроен и стал с 1831 г. именоваться Малым Николаевским дворцом. В 1808-1817 г.г. К.Росси и А.Бакаревым на месте разобранной Георгиевской церкви было возведено новое здание храма св. великомученицы Екатерины, создавшее Вознесенскому монастырю неповторимый нео-готический фасад. Этот исторический вид одного из интереснейших архитектурных ансамблей Кремля особенно ценен, поскольку, уничтоженный большевиками в 1930-е г.г., ансамбль не сохранился до наших дней.
Еще более увеличивает ценность первого вида в панораме торжественная процессия на ближнем плане, сопровождающая прибытие в Кремль высокопоставленных гостей - трех дам в карете с гербовым щитом под графской короной. Воплощенный образ отразил бытовые детали: гайдуки на запятках кареты, эскорт охраны из конных гвардейцев, костюмы, характерные для различных социальных групп русского общества конца 1840-х г.г. Члены Императорской фамилии обычно приезжали в Москву на Страстную неделю Великого поста и Пасху. Прием в Кремле, изображенный на литографии, может быть связан с этими событиями. По виду герба, не точно отражающему реальность, можно предположить, что в карете находится графиня Анна Сергеевна Шереметева (1811-1849), жена Дмитрия Николаевича Шереметева. Из всех десяти листов панорамы первый стал наиболее информационно насыщенным и интересным, поскольку представлял значительное событие - приезд высоких гостей.
Характер и техника печати, качество и сохранность оттиска подтверждают подлинность представленного экземпляра и его датировку.
Панорама литографирована лучшими мастерами французской литографии своего времени Филиппом Бенуа (1813-1905) и Жозефом-Габриэлем Обреном (1820-1905). Ф.Бенуа учился техникам печати у Даггера, его работы регулярно выставлялись на Парижском салоне с 1836 по 1879 г.г. Он был автором многих самых замечательных серий городскких пейзажей Парижа, Венеции, Фонтенбло, Палермо, Толедо, интерьеров соборов Нотр-Дам, св. Павла в Лионе и др. Ф.Бенуа литографировал листы коронационного альбома императора Александра II по рисункам В.Тимма и М.Зичи, а также серию с видами Крымской войны.
Фирма «Дациаро» была основана итальянцем Джузеппе Дациаро (в России он носил имя Иосифа Христофоровича, 1806-1865). Более всего фирма прославилась изданиями видовой графики. Фирма выпускала преимущественно литографированные виды двух русских столиц, которые печатались в лучшей парижской литографии Ж.Лемерсье. Уже в начале своего существования предприятие стало самым успешным в России в своей области за счет высочайшего качества исполнения гравюр. На него работали лучшие художники и мастера-литографы своего времени. Со временем фирма приобрела высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества. Ее отделения располагались в Санкт-Петербурге, Москве и Париже. В Первопрестольной художественный магазин Д.Дациаро открылся на Кузнецком мосту. После смерти основателя дело возглавил его сын Иосиф Иосифович. Дациаро активно использовали появляющиеся новые технологии, в частности, они одними из первых начали печатать серии видовых фотографий Москвы.