|
Муравьев А.Н. Письма о богослужении Восточной кафолической церкви. Спб., Синодальная типография, 1894. [2], II, 370, II с.
Муравьев А.Н. Дополнения к письмам о богослужении Восточной кафолической церкви. Спб., в Синодальной типографии, 1883. [4], 300, II с.
22,2 х 14,4 см. В одном современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На титульном листе дореволюционная печать библиотеки Керченской Александровской гимназии.
Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) - русский духовный писатель, поэт, драматург, церковный и общественный деятель. В 1828 г., сдав экзамены при Московском университете, был определен в ведомство Коллегии иностранных дел. В 1823-1830 г.г. вел интенсивную литературную жизнь, встречался с А.С.Грибоедовым, А.С.Пушкиным, Е.А.Баратынским, тесно общался с любомудрами, прежде всего с М.П.Погодиным, посещал салон З.Волконской. За достижения в литературе в 1837 г. А.Н.Муравьев был избран в члены Российской Академии наук. Андрей Николаевич служил чиновником при обер-прокуроре Святейшего Синода, одно время его видели потенциальным кандидатом на должность обер-прокурора. Впоследствии А.Н.Муравьев был членом присутствия в Азиатском департаменте. Большую часть своей жизни писатель посвятил «утверждению Православия во всей его полноте в современной жизни». Благодаря трудам А.Н.Муравьева русские люди приобщались к чтению духовной литературы.
В «Письмах о богослужении» А.Н.Муравьев стремится вернуть интерес просвещенных читателей из высших слоев общества к церковному обряду. Не секрет, что отношение к православной церкви в России менялось в худшую сторону, и достаточно интенсивно. Это засвидетельствовали с разных сторон П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский и многие другие писатели и мыслители 1830-1840-х г.г. Написанное в жанре писем к юному другу, сочинение А.Н.Муравьева было своеобразным ответом на «Философические письма» П.Я.Чаадаева, видевшего в православии один бессмысленный обряд, убивающий веру. Падение интереса к церковной жизни, среди прочего, крылось и в непонимании сущности обрядов и богослужений. Они проводились на древнем богослужебном языке, малопонятном светским прихожанам. Многие люди воспринимали только внешнюю сторону обрядов, переставая понимать их внутреннее духовное содержание.
Объяснению этого содержания и были посвящены письма А.Н.Муравьева. В них он рассказывал о таинстве литургии - важнейшей части христианского богослужения, в ходе которой небо и земля на время соединяются и люди служат вместе с силами небесными. Бог нисходит на землю и происходит чудесное превоплощение Святых Даров. А.Н.Муравьев разъясняет содержание различных типов литургии, ее историю, смысл всенощной службы, вечерни и утрени. Автор повествует о Великом посте и Пасхе, о семи таинствах и православных праздниках, среди которых Великие и Двунадесятые занимают центральное место. Говорит он и о значении погребения в жизни православного человека. Автор рассказывает, как следует начинать пост, в чем его цель, о чем учат притчи, читаемые в недели подготовки к посту, и с какими событиями христианской истории связана каждая из недель Великого поста.
Не только содержание богослужения, но и душевные состояния, которые может переживать верующий, рассмотрены А.Н.Муравьевым. Он описывает духовный опыт отцов церкви, их наставления, делится собственными эстетическими переживаниями.
Письма были отредактированы московским владыкой преосвященным Филаретом. Книга А.Н.Муравьева очень полезна как верующему, так и любому, кто начинает изучать историю православия и литургику. В ней очень доступно, увлекательно и не жертвуя деталями автор рассказывает о содержании и значении православного богослужения и обрядов.
Сочинение А.Н.Муравьева было необыкновенно востребовано и популярно. Изданное впервые в 1836 г., оно выдержало в течение XIX века не менее двенадцати изданий. В 1883 г. впервые вышло «Дополнение к письмам о богослужении …». В это время сами «Письма о богослужении…» стали «народными», как называют их издатели в предисловии к «Дополнениям». «Дополнения …» были составлены из разбросанных по разным изданиям статей автора, в которых он дает свои описания или впечатления богослужений.
Эти фрагменты взяты из «Путешествия по святым местам русским», Путешествий на Восток, из переписки А.Н.Муравьева с митрополитом Филаретом, а также из «Римских писем». Автор повествует о замечательных службах, на которых ему удалось побывать: о службе Страстной седмицы в Новом Иерусалиме, празднике в честь св. Сергия Радонежского и освящения скита в Гефсимании в Троице-Сергиевой Лавре, всенощной в Бородинском монастыре и крестном ходе на Бородинском поле. Большой интерес представляют рассказы о вечернем правиле и всенощных в Саровской и Оптиной пустынях, о празднике Успения в Киево-Печерской Лавре, торжестве Софийском в Великом Новгороде и др. Автор обращает внимание на отличия таких служб от обычно проводимых в церквах. Он разъясняет, откуда пришли эти местные традиции или что легло в их основу. А.Н.Муравьев посвятил отдельные главы «Большому Кремлевскому ходу в память освобождения Москвы от Галлов», воспоминаниям священного коронования императора Александра II и его супруги, Страстной неделе и Пасхе в Московском Кремле и т.д.
А.Н.Муравьев рассматривает историю церквей и монастырей, важные события нашего прошлого, связанные с посещаемыми обителями, замечает особенные черты их убранства. Автор делится впечатлениями от церковного ансамбля и иконописной традиции Ростова Великого. Он сравнивает русское богослужение с ближневосточным, греческим и католическим, высказывает свои мысли о русском православии. Издание вышло в год церемонии коронования императора Александра III в Москве и открытия Храма Христа Спасителя для прихожан.