Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Нансен Ф. В страну будущаго: Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море. Пг., 1915. Первое русское издание, прижизненное. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Нансен Ф.
Год издания: 1915


Нансен Ф. В страну будущаго: Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море. С портретом автора, 155 рисунками и 3-мя картами. Авторизованный перевод с норвежскаго А. и П.Ганзен. Издание К.И.Ксидо. Пг., [Артистическое заведение Т-ва А.Ф.Маркс], 1915. 454, [2] с.; 54 л. илл. и карт. 24,2 х 15,2 см. Первое русское издание, прижизненное. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На титульном листе дореволюционный владельческий штамп.

Фритьоф Нансен (1861-1930) по итогам путешествия по Северному морскому пути и самостоятельной поездки по Сибири и Дальнему Востоку в 1914 г. написал книгу, которая была издана на норвежском и английском языках («Through Siberia the Land of the Future»), а уже в 1915 г. вышла в России. В ней описаны три связанных друг с другом путешествия, которые Ф.Нансен сумел осуществить в одной поездке.

В первой части описан маршрут через северные моря от норвежского порта Тромсё до устья Енисея, проделанный Ф.Нансеном в 1913 г. на пароходе «Коррект». Эта экспедиция была уникальна тем, что стала первым коммерчески успешным плаванием с целью доставки товаров из Европы в Сибирь и обратно по Северному морскому пути. С нее ведет свою историю регулярное использование этого маршрута для международной торговли и освоения богатств Сибири.

Вторая часть книги посвящена всестороннему описанию акватории Енисея и прилегающих территорий от устья реки, где одним из крайних северных пунктов была Дудинка, до Красноярска. Автор уделяет внимание природно-географическим условиям Енисейского бассейна, навигации, использованию природных ресурсов и полезных ископаемых, экономике региона. Большой интерес представляет этнографическая информация о быте и хозяйственной деятельности коренных сибирских народов.

В третьей части книги рассказывается о хозяйственном освоении русскими Сибири в целом. Автор проехался на поезде по Транссибирской магистрали, от Байкала до Владивостока он двигался по Маньчжурии на поезде Китайской Восточной железной дороги, а обратно возвращался вдоль границ Российской империи с Китаем, а далее - по Транссибу в Европу. Он подробно описал хозяйственно-экономические и природные условия территорий Сибири и Дальнего Востока.

Книга написана с большой любовью и теплотой к Сибири и ее людям, чрезвычайно содержательна. Главный посыл ученого: Сибирь - страна будущего, и вместо того, чтобы вести мировые войны, людям стоит объединиться с целью освоения ее богатств. В русском издании помещено большое число фотографий, выполненных в ходе путешествия самим Ф.Нансеном и тремя его партнерами по экспедиции.

Ф.Нансен был приглашен в экспедицию Правления Сибирского общества пароходства, промышленности и торговли как самый опытный и знаменитый полярник. Во-первых, он плавал уже похожим маршрутом и в 1893 г. уже достигал Ямала на своем полярном корабле «Фрам». Ф.Нансен отличался удивительным знанием ледовой обстановки и трезвым расчетом. Во-вторых, организатор экспедиции И.Г.Лид верил в счастливую звезду Ф.Нансена, а мировая известность ученого могла привлечь к проекту новые инвестиции.

И.Г.Лид стал первым европейским предпринимателем, которому удалось осуществить перевозку грузов в оба конца с выгодой для компании. Успеху дальнейшего развития предприятия помешала Первая мировая война и русские революции. Развитие Северного морского пути достигло своего апогея в советское время, в том числе и на основе опыта Ф.Нансена, изложенного в данной книге.

Экспедиция была тщательно подготовлена. Летом 1913 г. И.Г.Лид на пароходе, нагруженном 1000 тоннами цемента для строительства железных дорог, отправился из Европы в Сибирь. Его спутниками были выдающийся ученый-полярник, будущий Нобелевский лауреат Фритьоф Нансен, а также русские государственные деятели: И.И.Лорис-Меликов (секретарь Русской миссии в Христиании) и депутат Государственной думы сибирский золотопромышленник С.В.Востротин.

Лоцманом корабля был старый капитан-полярник Ганс Иогансон, хорошо знавший фарватер. Еще в 1878 г. он плавал из Норвегии до устья Лены, затем совершал походы по самой Лене до Якутска и экспедиции на собственном судне по Ледовитому океану.

12 августа 1913 г. корабль «Коррект» достиг полуострова Ямал. Ф.Нансен описывает побережье Ямала и рассказывает о попавшихся на пути охотниках на морского зверя, ненцах и зырянах. Он описывает образ жизни «самоедов» на Ямале, повествуя об оленеводстве, охоте и рыболовном промысле, циклах кочевий, племенном разделении ресурсов. Интересны сведения о социальном расслоении и брачных обычаях местных жителей. Даются сведения об Обдорске (современном Салехарде) как центре культуры и торговли региона. 

Наибольшую опасность в этой части путешествия представляли туман и лед. Из-за тумана порой была нулевая видимость и приходилось двигаться на ощупь, ориентируясь только на промеры глубин. Выходы изо льдов определяли по цвету неба над водой, отражавшейся в нем, как в зеркале. Большое внимание Ф.Нансен уделил видам льдов, характеру их образования и поведению ледовых масс, от которого зависела навигация в этих широтах. Особенно ценны оказались точные сведения Ф.Нансена о фарватере, глубинах и поведении льда в зависимости от ветров и погоды. Ведь это был первый успешный и точно запротоколированный коммерческий поход по Северному морскому пути. Путешественники опирались на теорию Ф.Нансена о том, что полярные льды в течение суток расходятся настолько, что можно в них плыть, пока они снова не сойдутся. Эта теория подтвердилась, и корабль достиг цели. 

«Коррект» вошел в устье Енисея, где к нему привез торговые грузы пароход «Туруханск». Произошел обмен товарами. На борт «Коррект» принял двух верблюдов из Монголии, двух медведей из сибирской тайги, одного волка, а кроме того - стволы сибирского кедра, сосны и ели, тюки льна и конопли, кож, шерсти и волоса, а также много оленьих и лосиных рогов и около 30 тонн графита. Так за сезон навигации впервые в короткой истории коммерческих перевозок Северным морским путем пароход успел с экономической выгодой осуществить свою миссию.

А что же Нансен? Пересев в Дудинке на пароход Степана Востротина «Омуль», он поднялся по Енисею до Красноярска. Из Владивостока исследователь возвращался автомобилями, на лошадях и по недостроенному на тот момент северному пути Транссибирской магистрали. Он принял участие в заседании Русского Географического общества, доложив о плавании по Енисею. В этом путешествии Ф.Нансен близко познакомился с российским укладом жизни и многими государственными чиновниками, что помогло ему в дальнейших миссиях в нашей стране в 1920-е г.г. 

В издании описаны Енисейская губерния, Красноярский край, Забайкалье и Дальний Восток. Путешественник рассказывает о хозяйственном развитии городов: Иркутска, Владивостока, Хабаровска и др.; уделяет внимание оснащенности судоходства на Оби и Енисее, условиям и организации перевозок грузов по воде; климату Сибири. Рассмотрены занятия и промыслы населения: земледелие, скотоводство, пушной и рыбный промысел, горное дело, лесозаготовки и сбор кедрового ореха. Эти материалы были собраны, в том числе, в ходе исследований условий для развития рынка и судоходства в сибирских губерниях, проведенных И.Г.Лидом в течение трех-четырех предшествовавших лет. Целью исследования было сделать выгодным грузовое судоходство из Англии по Северному морскому пути. К середине ХХ века уже усилиями Советского Союза Северный морской путь стал главным торгово-транспортным путем хозяйственного освоения Сибири и поставок ее сырьевых богатств в Европу, США и Китай. Еще более возросло его значение в наши дни.