|
[Назаревский В.В.]. Государственное учение Филарета митрополита Московского. С портретом его. Издание третье - вновь дополненное. М., типография Е.Г.Потапова, 1888. Х, 199, [2] с.; 1 л. портр. 16,8 х 12,6 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность. На титуле владельческий штамп-экслибрис: «Личная библиотека Ф.Т.Куминского».
Городецкий крестьянин-старообрядец Федор Тимофеевич Куминский был настоящим знатоком и ценителем книги. Он собрал богатую библиотеку из нескольких тысяч томов, представшую большой научный интерес. Ф.Т.Куминский был двоюродным братом известного городецкого книгописца Ивана Гавриловича Блинова, который, работая корректором в Московской старообрядческой книгопечатне Л.А.Малеханова, имел возможность присылать брату все издания этой типографии. Помимо старообрядческих богослужебных и полемических сочинений, у него было много светских книг второй половины XIX - начала XX века, в том числе и все прижизненные издания и собрания сочинений Л.Н.Толстого.
Автором-составителем настоящей книги был Владимир Владимирович Назаревский. Текст книги содержит отрывки из рассуждений выдающегося иерарха русской православной церкви, святителя, преосвященного митрополита Московского и Коломенского Филарета (Василия Михайловича Дроздова; 1783-1867), касающиеся государственного управления. Митрополит Филарет сыграл ключевую роль в передаче власти от Александра I к Николаю I, проводил венчание на царство Николая I и Александра II, составил окончательную редакцию Манифеста 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права, хотя реформу не поддерживал. Он был горячо любим паствой, много сделал для церкви, развития духовного образования и благотворительности. Вошедшие в книгу высказывания преосвященного Филарета были собраны из разных его книг.
Первое издание «Государственного учения Филарета» вышло в 1883 г., к 100-летнему юбилею митрополита, отмечавшемуся с особым торжеством. Книга оказалась очень популярна и выдержала два переиздания в течение шести лет (1885, 1888). Она была составлена и активно распространялась по библиотекам учебных заведений на фоне усилившейся революционной борьбы и убийства императора Александра II.
Настоящее третье издание было пересмотрено и дополнено в соответствии с вновь вышедшими сочинениями митрополита. В своем государственном учении митрополит Филарет развивает взгляды на русское государство, его исторические основы, самобытность, дух народа, воплощенный в самодержавной системе правления. Дается взгляд на верховную власть в государстве и сравнение отношения к ней в Российской империи и в Западной Европе. Он высказывается об отношении церкви к государству, о проблемах раскола, состоянии общества в 1860-е г.г., когда разворачивались Великие реформы. Дается взгляд на русскую историю XIX века. Преосв. Филарет говорит о личностях и образе правления императоров Александра I, Николая I и Александра II, роли Отечественной и Крымской войн, об освобождении крестьян, о польских восстаниях, славянском единстве.
Святитель Филарет был сторонником патриархальных ценностей, утверждающихся через духовное воспитание в семье. Он настаивал на божественном происхождении всякой власти, а государство считал порождением человеческой природы, установленной Творцом, а не результатом общественного договора. Святитель говорит, что родиться в «могущественной России» - это огромное везение, а подчинение государственной власти необходимо, поскольку в ином случае общество перестает существовать. Где нет повиновения, «там ничего не стоит твердо, зыблются и престолы и алтари, бразды правления рвутся, мятежи роятся, пороки безстыдствуют, преступления ругаются над правосудием, нет ни единодушия, ни доверенности, ни безопасности…».
Святитель указывает на особые основы царской власти в православной России. Они заключались в священном миропомазании и церковном венчании императоров на царство. В ходе ритуала царь во всеуслышание исповедует православие и становится его хранителем. Так формируется союз алтаря и престола. Автор обсуждает проблемы революции, конституционализма, многопартийности, веротерпимости. Большое внимание он уделяет системе народного образования, средней и высшей его ступеням, образованию и воспитанию в семье и приходской школе. Он рассматривает взаимоотношения граждан в обществе. В книге приводятся молитвы святителя, составленные по поводу 700-летия Москвы и 1000-летия России.
В третьем издании фототипически был воспроизведен лучший портрет иерарха, написанный в красках художником Н.Д.Шпревичем. Картина принадлежала первоначально архиепископу Леониду, викарию митрополита.