Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Никитенко А.В. Моя повесть о самом себе и о том, «чему свидетелем в жизни был»: Записки и дневник (1804-1877). 2 тома. Спб., 1904-1905. В двух полукожаных переплетах эпохи. Золотые обрезы. Отличная сохранность. Экземпляр Л.И.Жевержеева.

Автор: Никитенко А.В.
Год издания: 1905


Никитенко А.В. Моя повесть о самом себе и о том, «чему свидетелем в жизни был»: Записки и дневник (1804-1877). С портретом автора. Издание 2-ое, исправленное и дополненное по рукописи под редакцией, с примечаниями и алфавитным указателем М.К.Лемке. 2 тома. Спб.: Книгоиздательство М.В.Пирожкова, 1904-1905. 25,5 х 17,3 см. В двух полукожаных переплетах эпохи. Золотые обрезы. Отличная сохранность. На передних форзацах владельческий ярлык-экслибрис с факсимиле подписи: «Левкий Жевержеев», Отд. 1 №№ 150, 151, ниже наклеены ярлыки: «Шкафъ 29 / Полка 4 / № 30». Экземпляр представляет историческую ценность.

Том I. (1904). [8], II, 629, [2] с.; 1 л. портр.

Том II. (1905). [8], 610, [2] с.

Левкий Иванович Жевержеев (1881-1942) - фабрикант, меценат, библиофил, коллекционер, искусствовед, внес огромный вклад в развитие русской культуры, наравне с купцами из родов Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых, Бахрушиных, Рябушинских, Щукиных. Он был одним из основателей Театрального музея, история которого начинается с первой выставки предметов коллекции Л.И.Жевержеева, касающихся истории театрального искусства, прошедшей в 1915 г. Впоследствии коллекция влилась в собрание Музея театрального и музыкального искусства, заместителем директора которого Л.И.Жевержеев был до самой смерти.

Промышленник-меценат происходил из изюмского татарско-турецкого рода. Его отец перешел из ислама в православие и основал парчово-ткацкую фабрику, обеспечивавшую облачением все столичные приходы и церкви значительной части империи. Он получил высший коммерческий статус Поставщика Императорского двора. Мать происходила из знаменитого московского рода купцов Оловянишниковых, занимавшихся производством металлической церковной утвари. Л.И.Жевержеев имел в Петербурге фабрику, аналогичную производству Оловянишниковых в Москве.

Семейную коллекцию прикладного искусства (драгоценности и церковная утварь) собирали три поколения Жевержеевых. Сам Левкий Иванович вкладывал средства в развитие футуризма. Он поддерживал молодых поэтов этого круга, издавая их произведения и финансируя театральные постановки. Среди его страстных увлечений был и театр. Он собирал костюмы, эскизы декораций и другие театральные артефакты. Л.И.Жевержеев близко знал Бакста, Хлебникова, Маяковского, Крученых, Татлина, Малевича, Филонова и многих других своих талантливых современников. Он устраивал «пятницы», на которые приходили поэты, писатели, художники. Его дом стал одним из наиболее ярких центров художественной жизни столицы, местом, где пробивались ростки русского авангарда. Приходящие оставляли автографы и рисунки в его книге для гостей.

С 1897 г. Л.И.Жевержеев стал собирать книги: коллекция составила свыше 20 тысяч томов, главным образом по русской литературе и ее истории. В 1915 г. вышла первая часть каталога его библиотеки «Опись моего собрания» «в количестве 99 экземпляров, именных и нумерованных», в которую вошли 3257 изданий. Кроме того, коллекционер собирал разного рода «бульварную» литературу, что вызывало непонимание снобов от библиографии, но история показала, что именно об этих, ушедших в небытие изданиях, можно узнать часто только из каталога библиотеки Л.И.Жевержеева. Сама библиотека находилась в его квартире на улице Рубинштейна (д. № 18/5), занимая там несколько больших комнат. В апреле 1918 г. она была продана книжному магазину А.С.Суворина и разошлась по разным книгохранилищам.

В 1911 г. Л.И.Жевержеев в своем доме открыл Троицкий театр. В 1911 г. «Союз молодежи», председателем правления которого он являлся, поставил здесь «Хоромные действа», соединившие эстетику балагана, маскарада и кабаре. В 1913 г. здесь были поставлены «Первый в мире футуристов театр» (по трагедии В.Маяковского; художники П.Н.Филонов, И.С.Школьник), эпохальная опера М.В.Матюшина и А.Е.Крученых «Победа над солнцем» с декорациями, выполненными К.Малевичем, в которых впервые появляется «Черный квадрат», и трагедия «Владимир Маяковский». Л.И.Жевержеев умер от голода в своем музее в блокадном Ленинграде.

Александр Васильевич Никитенко (1804-1877) - историк литературы, цензор, профессор Санкт-Петербургского университета, действительный член Академии наук (1855), тайный советник. Он происходил из семьи украинских крепостных графа Н.П.Шереметева. Его отец был старшим писарем в вотчинной конторе хозяина. А.В.Никитенко окончил Воронежское уездное училище, но среднее и высшее образование было закрыто для крепостного. Он жил в нищете, зарабатывая частными уроками и занимаясь самообразованием.

В небольшом городке, где осел А.В.Никитенко, открылось отделение «Библейского общества», и он был избран его секретарем. На торжественном собрании общества в 1824 г. А.В.Никитенко выступил с яркой речью. Об этом узнал президент общества князь А.Н.Голицын, и в конечном счете это помогло талантливому молодому человеку избавиться от крепостного ярма. Он переехал в Петербург, где ему покровительствовали декабристы. В 1828 г. окончил Петербургский университет, в 30 лет стал профессором кафедры русской словесности. В 1837 г. А.В.Никитенко получил степень доктора философии за диссертацию «О творческой силе в поэзии или поэтическом гении».

С 1833 г. А.В.Никитенко был цензором, в 1839-1841 г.г. редактировал журнал «Сын отечества», в 1847-1848 г.г. - «Современник». Как цензор он был достаточно для своего времени либерален и участвовал в подготовке проектов цензурных уставов. С большими надеждами он встретил начало Великих реформ, работал в негласном комитете по подготовке нового цензурного устава. 

На протяжении многих лет А.В.Никитенко вел дневник, который стал первостепенным источником о литературной и общественной жизни второй трети XIX века. Этот уникальный по богатству содержания документ впервые увидел свет в 1889-1892 г.г. и затем многократно переиздавался, дополненный воспоминаниями своего создателя, озаглавленными «Моя повесть о самом себе».

А.В.Никитенко прожил удивительную и очень характерную для своего поколения жизнь, он стал человеком, который «сделал себя сам». В то время начали открываться первые социальные лифты для крепостных, наиболее талантливые из которых смогли достигнуть больших высот на государственном, научном, коммерческом поприщах. Среди них: профессор М.П.Погодин, архитектор и инженер академик И.И.Свиязев, металлург С.И.Бадаев, актер Михаил Щепкин, художник Орест Кипренский и ряд других.

Автобиография А.В.Никитенко важна еще и тем, что это своеобразное руководство по строительству жизни и саморазвитию. Автор рассказывает, как искал свое предназначение, ставил цели, преодолевал трудности, пробовал систему на прочность, шел с ней на компромиссы. Как человек, чрезвычайно информированный о своих современниках и порядке вещей, он дает им ценные характеристики, подкрепленные фактами.  В XX веке книга была переведена на ряд европейских языков.