|
Никольский В. История русского искусства: Живопись. - Архитектура. - Скульптура. - Декоративное искусство. С предисловием П.П.Муратова. Берлин: Государственное издательство, 1923. VIII, 252 с.; 26 л. илл. 24,5 х 17,3 см. Первое полное издание. Книга впоследствии не переиздавалась. В издательской обложке работы И.Мозалевского и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. На с. I простым карандашом владельческая подпись: «Л.М.Луначарский».
Лев Михайлович Луначарский (1886-1979) - племянник знаменитого наркома просвещения А.В.Луначарского. Окончил военное училище, служил в авиации, имел звание поручика. После революции продолжал служить в РККА.
Виктор Александрович Никольский (1875-1934) - русский историк искусства и литературы; автор книг, посвященных народным движениям в России, историко-критических очерков о русской живописи, один из первых исследователей творчества В.И.Сурикова, П.П.Кончаловского, А.В.Куприна, популяризатор древнерусского декоративного искусства.
Издание «Истории русского искусства» В.А.Никольского началось в 1915 г. Товариществом И.Д.Сытина. Книга планировалась издаваться в двух томах, где в первом освещалась история архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства в до-петровское время и в XVIII веке, когда Россия начинает учиться у Европы и становится на европейский путь развития. Во втором томе должно было получить рассмотрение Новое русское искусство, самостоятельно развивавшееся в XIX - начале ХХ в.в. Но в связи с Первой мировой войной, Октябрьской революцией и последующими драматическими событиями второй том так и не вышел.
Однако книга все-таки увидела свет в полном объеме, в дополненном и переработанном виде, где в одном томе была изложена история русского древнего и нового искусства. Сочинение В.А.Никольского стало одной из первых обобщающих работ в своей области. Важным его достоинством была четкая структура изложения.
Автор исследовал наиболее характерные проявления той или иной эпохи в русском искусстве, показывая векторы его развития, важнейшие особенности, изучая влияние Византии и Европы на русскую художественную традицию. Кроме того, в книге исследована древнерусская иконопись, гравюра, ювелирное искусство. Рассмотрены важнейшие художественные жанры, школы и индивидуальный стиль наиболее выдающихся мастеров: А.Рублева, Дионисия, Д.Левицкого, В.Боровиковского, В.Баженова, М.Казакова, К.Брюллова, А.Иванова, В.Сурикова, М.Врубеля и др. Работа носила научно-популярный характер и была адресована широкому кругу образованных читателей.
Издание отличается высоким уровнем полиграфического исполнения, отпечатано на высококачественной бумаге, большое количество черно-белых и цветных иллюстраций воспроизведено на отдельных листах мелованной бумаги.