Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Нижний Новгород. Плашкоутный мост и вид на Нижегородскую ярмарку на заречной стороне. Фотограф М.П.Дмитриев. Нижний Новгород, 1896. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Дмитриев М.П.
Год издания: 1896


Нижний Новгород. Плашкоутный мост и вид на Нижегородскую ярмарку на заречной стороне. Фотограф М.П.Дмитриев. Нижний Новгород, [1896]. Фотография в раме и паспарту. Размеры снимка: 16,9 х 22,8 см. Размеры в раме: 37 х 42,8 см. Отличная сохранность. Редкость.

На фотографии представлен вид на заречную сторону Нижнего Новгорода, где раскинулась Нижегородская ярмарка. Открывается обширный панорамный вид на ярмарку с ее корпусами, лавками и магазинами. Сделан снимок летом, в период ее работы. Центральное место на снимке занимают Плашкоутный мост через Оку и кафедральный собор св. Александра Невского. Храм был построен на Стрелке у места слияния Оки и Волги. Он был освящен в 1881 г. 87-метровый собор стал архитектурной доминантой ярмарки, являясь третьим по высоте в России после храма Христа Спасителя и колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.

Нижегородская ярмарка на протяжении XIX века была главным центром деятельности российского купечества и крупнейшей торговой площадкой Европы. Благодаря ей город получил негласное звание «кармана России». Здесь растянулись огромные павильоны сибирских железных товаров, двухкилометровые торговые ряды и три площади с аттракционами.

Перенесение ярмарки в Нижний Новгород произошло в 1817 г. Строительство ансамбля крупнейшей торговой площадки осуществлял Августин Бетанкур. Он вполне оценил все выгоды положения Стрелки, предложив поднять землю для строительства лавок и Гостиного двора с одной стороны, а с другой - проложить каналы, чтобы можно было подвозить к лавкам товары по воде. Так ярмарка превратилась в маленькую волжскую Венецию. Самый крупный канал имел форму подковы и был назван Бетанкуровским. Он окружал Нижегородскую ярмарку, обеспечивая судам ближайший доступ к любому из павильонов. Вода в каналы поступала из соседних озер Мещерского и Баранцева.

Плашкоутный мост, также протянутый впервые по проекту А.Бетанкура в июле 1817 г., соединил центральную ярмарочную площадь с городом. Он стоял на 26 плавучих опорах - плашкоутах. Центральная часть моста была подвижной и по ночам давала проход судам и баржам. Полукилометровый мост ежегодно собирался на время ярмарки и разбирался после ее завершения.

Снимок сделан во время Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. Перед открытием выставки по плашкоутному мосту был пущен трамвай. Проход и проезд по мосту были платными и составляли 2 копейки с пешехода и 25 копеек с порожней конной повозки. Преемником плашкоутного является Канавинский мост - первый постоянный мост через Оку в Нижнем Новгороде. Он был построен в 1930-1933 г.г.

На снимке также запечатлена Петербургская пристань (справа от моста) со складами купцов Богомолова, Бородина, Тарышкина, Булычева, фон-Мека и др. Ближе к мосту видны белые павильоны железных и стальных изделий и стекла и фаянса на Петербургской улице. Снимок поражает качеством и глубиной резкости, что позволяет увидеть мельчайшие детали композиции. Снимки ярмарки, сделанные М.П.Дмитриевым, являются одними из ранних ее фотоизображений. Они достаточно ранние и в творчестве самого художника, в этот период он только начинал приобретать российскую и мировую известность.

Максим Петрович Дмитриев (1858-1948) - выдающийся русский фотохудожник конца XIX - первой половины XX в.в., основоположник жанра публицистической фотографии, получивший мировое признание. Именно с его работ начинается интерес фотографов к народной жизни, быту города и деревни в его неприукрашенном виде.

Большая часть творчества фотографа прошла в Нижнем Новгороде, куда он переехал в 1877 г. и работал в мастерской Андрея Осиповича Карелина. В 1886 г. М.П.Дмитриев открыл здесь собственную мастерскую. Он создал свой индивидуальный стиль в фотографии. М.П.Дмитриев создает пейзажи, бытовые портреты, его интересуют городские мотивы и жанровые сцены. В поле объектива фотографа попадают грузчики, крестьяне, богомольцы, извозчики, рабочие, босяки. Он создает тематические циклы, которые принесли ему особую славу. В М.П.Дмитриеве сочетался дар художника и оператора-репортера, умевшего создать выразительный снимок на материале повседневной жизни. Все это было нетипично для российских фотографов того времени.

В 1889 г. работы М.П.Дмитриева впервые появились на фотографических выставках в Москве, С.-Петербурге и Одессе, посвященных 50-летию светописи. В 1890 г. на Одесской фотовыставке он получил медаль Императорского технического общества, а в 1891 г. - Почетный диплом и Золотую медаль на международной выставке в Брюсселе. В 1892 г. на выставке в Париже он удостаивается Золотой медали в номинации «профессиональная художественная фотография». На этой выставке художник был единственным российским лауреатом, номинировавшимся на золото.

Работы М.П.Дмитриева были отмечены высокими наградами на выставках в Амстердаме, Чикаго и Нью-Йорке. Его альбом, представленный на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., был удостоен высокой награды. М.П.Дмитриев осуществил грандиозный проект по съемке Волги от истоков до устья. Работа над ним велась около 10 лет с 1894 г. За этот проект фотограф был избран действительным членом Географического общества.

Имея собственную типографию, М.П.Дмитриев тиражировал свои снимки в открытках и сериях фототипий. В Нижнем Новгороде не было фотографических заведений, способных с ним конкурировать по размаху и качеству работы.

Как пейзажист, М.П.Дмитриев был одним из первых мастеров, перешедших к художественной съемке с натуры. Он всегда ставил перед собой не только документальные, но и эстетические задачи. И по сей день ученые, историки, архитекторы обращаются к фотографиям М.П.Дмитриева как к объективным, точным и насыщенным информацией историческим источникам.