|
Новаковский С.И. Панамский канал и его мировое значение. С предисловием профессора М.В.Довнар-Запольскаго. 130 рисунков на 72 отдельных таблицах и в тексте, 3 карты и 1 автотипия в красках. Киев, [типография И.И.Чоколова], 1914. Х, 590 с.; с илл. в тексте и 70 илл. на отдельных листах. 23,1 х 15,2 см. Малотиражное издание, отдельный оттиск из журнала «Известия Киевского коммерческого института» за 1914 (кн. 24-26) и 1915 г.г. (кн. 27). Книга впоследствии не переиздавалась, вышла в год открытия Панамского канала и является первым оригинальным исследованием на русском языке, посвященным его строительству. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор книги - молодой ученый-экономист С.И.Новаковский, сотрудник Киевского коммерческого института. Специализировался на Восточно-Азиатско-Тихоокеанском регионе, и более узко - на экономиках Японии, Китая и США. Исследователь совершил несколько научных командировок в эти страны и экспедиций по Тихоокеанскому бассейну. В 1918 г. С.И.Новаковский эмигрировал в США и стал профессором Чикагского университета. Был создателем вскоре открывшегося Русского университета в Чикаго.
Книга является важным исследованием факторов глобальной экономики XX века. Открытие Панамского канала и издание книги, посвященной ему, совпали с началом Первой мировой войны. Исходя из этих двух фактов, автор предисловия директор Киевского коммерческого института М.Довнар-Запольский сделал далеко идущий и очень точный, как показало время, прогноз. Мировая война значительно обеднит ее европейские страны-участницы, что даст большой толчок для развития США, Китая и Японии и в конечном итоге перераспределит роль и силы материков и континентов, сделав лидерами мировой экономики государства Азиатско-Тихоокеанского региона и США. В этой связи М.Довнар-Запольский говорит о переориентации России с Европы на Америку и Восточную Азию. Автор предисловия, как и автор книги, хорошо понимал, что Панамский канал станет великим фактором развития экономики и культуры в будущем.
В книге описана история создания Панамского канала. Около 400 лет до начала его строительства люди вынашивали идеи создания искусственного сообщения между Атлантическим и Тихим океанами. Первый проект канала составлялся Альваро де Сааведра еще в 1517 г.
В XIX веке в постройке Панамского канала были заинтересованы США, Великобритания и Франция. Успешное завершение в 1869 г. строительства Суэцкого канала вселило надежды на реализацию этого проекта.
История строительства канала начинается с создания во Франции в 1876 г. акционерного общества. Вскоре Общество получило концессию на земляные работы, а его председателем стал Фердинанд Лессепс, создатель Суэцкого канала. К строительству шлюзовой системы был привлечен А.Г.Эйфель. Трудности ждали организаторов строительства на каждом шагу. Средств не хватало, они расхищались, первоначальные расчеты были выполнены неверно, осыпались стены канала, строители быстро умирали из-за тропических болезней, менялись планы работ и т.д. В 1889 г. компания обанкротилась и была ликвидирована.
Вторая компания по строительству была куплена США за 40 млн долларов и в реализации проекта начался новый этап. США начали решать проблему строительства с заключения международных соглашений, дававших возможность полностью контролировать процесс. К соглашениям с 1902 г. прибавились и политические действия: поддержка восстания в Панаме, торги с Колумбией из-за условий передачи прав на землю и т.д. Эти вопросы можно было решить только на государственном уровне. В итоге США поддержали переворот в Колумбии, итогом которого стало создание маленького государства Панама, подконтрольного США. Подготовительные мероприятия были осуществлены по инициативе президента Т.Рузвельта.
В настоящем издании рассмотрены взаимоотношения Панамской республики и США, история Панамского перешейка, природно-географические и климатические условия региона. Рассказывается о населении, его хозяйственно-экономических занятиях, о политическом управлении в Панаме. Большая роль в успешном строительстве канала принадлежала санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, строительству водопроводов и канализации, совершенствованию медицины. Рассказывается об изучении тропических болезней и борьбе с ними.
Показана организация американцами работ по строительству канала. Строительство проходило под контролем президента США. В случае сложных вопросов созывались съезды инженеров всей страны, которые принимали совместные решения. Непосредственное руководство осуществляли военные инженеры. Огромная часть времени ушла на подготовительные работы. Показаны технологии и машины, которые американцы использовали для строительства. Шлюзы, плотины, земляные работы требовали нестандартных инженерных решений.
Автор анализирует значение Панамского канала для США, считая его самым великим достижением человеческого гения на тот момент. Но канал стал возможен только благодаря установлению полного контроля над транспортной артерией со стороны Американского государства. Показаны юридические условия функционирования канала, система его военной охраны, предполагавшая множество американских баз в регионе и прилегающих водах океанов. Рассчитаны экономические преимущества, извлекаемые США из управления каналом.
Канал стал мощным фактором захвата азиатских и дальневосточных рынков, освоения ресурсов Тихоокеанского побережья обеих Америк. Исследуется значение Панамского канала для Англии и других европейских стран, а также перспективные изменения условий международной торговли.