|
Novogorod, Ville de la Moscovie, Capitale de la Principauté de même nom. N.Witsen Delineavit. Leide, chez Pierre vander Aa, [1719]. - Новгород, город Московии, столица одноименного княжества. По рисунку Николааса Витсена гравировал Питер ван дер Аа. Лейден, [1719]. Гравюра на меди (офорт, резец) в раме и паспарту. Размеры оттиска: 29,5 х 42,7 см. Размеры в раме: 52,9 х 66,5 см. Внизу слева под изображением: «à Leide, chez Pierre van der Aa», в нижнем левом углу изображения - «N. Witsen Delineavit». Гравюра обладает художественной и исторической ценностью, представляет значительный интерес для музеев. Отличная сохранность: в правой части листа видна полоса, указывающая на то, что лист составной. Редкость.
Представленный вид Новгорода, некогда одного из крупнейших торговых городов в Европе, был нарисован голландским ученым и путешественником Николаасом Витсеном во время его поездки в составе Голландского посольства в Москву в 1664-1665 г.г. и награвирован известным издателем и гравером Питером ван дер Аа для одного из его лейденских изданий 1719 г. описания путешествия Адама Олеария в Московию («Voyages tres curieux & tres renommez faits en Moscovie, Tartarie et Perse, par le Sr. Adam Olearius, Bibliothecaire du Duc de Holstein…» - «Весьма любопытные и славные путешествия в Московию, Тартарию и Персию господина Адама Олеария, библиотекаря герцога Голштинского»). Адам Олеарий (1599/1600-1671) путешествовал по России в составе посольства в 1630-е г.г., первое издание Путешествия вышло в 1647 г.
Известно, что в течение 1719 г. «Описание путешествия в Москву» Адама Олеария выходило в свет не менее двух раз. Издания очень похожи, но имеют определенные различия. Оба были озаглавлены «Les voyages du sieur Adam Olearius», но у одного из них более развернутое название: «Voyage tres curieux et tres renommez, faits en Moscovie, Tartarie et Perse». Издания отличаются также размерами, пропорциями, качеством бумаги и отпечатков.
В издании, из которого происходит представленная гравюра, некоторые листы были составными, в том числе и вид Новгорода - самый большой лист среди прочих гравюр издания. Наличие следа от составления листов позволяет точно датировать представленный оттиск и идентифицировать принадлежность к изданию, хотя лейденский издатель использовал клише с рисунков Н.Витсена несколько раз. Издание 1719 г. стало самым роскошным печатным вариантом книги А.Олеария за счет карт и иллюстраций, в том числе гравюр по рисункам голландского ученого и художника Николааса Витсена.
Деятельность Питера ван дер Аа протекала в 1713-1730-х г.г. Он ивыпустил еще одно издание книги А.Олеария с теми же иллюстрациями в 1727 г. А в 1724-1729 г.г. издатель использовал эти гравюры в «Занимательной галерее мира» (La Galerie agreable du monde, 66 тт.), колоссальном сборнике видов и достопримечательностей всего света, отпечатанном тиражом 100 экземпляров. Таким образом, виды городов Н.Витсена, а среди них и вид Новгорода, воспроизводились четыре раза в течение короткого времени.
На представленной гравюре вид на Новгород открывается с юга, с противоположного берега Волхова, видимо, из урочища Городище, в котором останавливались участники Голландского посольства 24-25 декабря 1664 г. по пути в Москву и 4-5 июня 1665 г. - возвращаясь в Европу. Видны Софийская и Торговая стороны. Всего протяженность города тогда составляла 2,5 километра. Застройка передана очень плотно и насыщенно. Бросается в глаза особое обилие храмов в городе.
Показан мост через Волхов, стены Кремля и деревянные стены вокруг города, каменные башни, соборы, церкви, в том числе собор св. Софии и крыша архиерейского дома, городские постройки. Новгородский Кремль находится в центре композиции. Многие постройки поддаются опознанию, но вид интересен, прежде всего, неизвестными деталями укреплений, храмовой застройки, монастырей и других сооружений. Изображен пристроенный к Кремлю со стороны Волхова «тайничный городок» - специальное деревянное укрепление с башнями для забора воды из реки. Деревянной стеной с башнями обнесена Торговая сторона. В Кремле видны каменные четырехугольные башни с воротами. Некоторые каменные башни имеют ярусы навесного огня, а одна - зубцы для верхнего боя. Об облике этого сооружения, которое соотносится со Славенской башней, ученые долго не знали. По Волхову движутся многочисленные корабли и лодки с товаром.
Вид, выполненный европейским путешественником во второй половине XVII века у стен города, приобретает исключительное значение в отсутствие собственных русских видов и планов. Сопоставление увиденного Н.Витсеном в Новгороде с данными исторических источников и натурой показывает, что многие здания, включая как сохранившиеся, так и позже перестроенные, были зафиксированы примерно в том виде, как они действительно выглядели в середине XVII века. Вид Новгорода Н.Витсена стал основой для гравюры П. ван дер Аа, который добавил свободное пространство неба и стаффажные фигуры людей на ближнем плане, преобразив путевой набросок в зрелищную перспективу. Показана дорога к Новгороду, по которой в город идет множество купцов.
Особенности бумаги, характер и манера гравировки подтверждают датировку гравюры 1719 г. и ее подлинность.
Николаас Витсен (1641-1717) - выдающийся деятель XVII века дипломат, предприниматель, картограф, управляющий Голландской Ост-Индской компанией. Его тринадцать раз избирали бургомистром Амстердама, одиннадцать раз назначали казначеем города, он был депутатом Нидерландского парламента, одновременно как ученый продолжая работать в разных областях. До поездки в Московию Н.Витсен изучал математику, астрономию и философию в школе Атеней в Амстердаме, пробовал силы в поэзии, интересовался восточными странами, а также занимался гравированием, что позднее использовал в своих научных исследованиях и кораблестроении. Он поступил в Лейденский университет, по окончании которого получил диплом доктора права.
Учебу Н.Витсен по традиции завершил путешествием. В 1664 г. он отправился в Московию в составе посольства Якоба Бореля, ехавшего к русскому царю для торговых переговоров. Россия предстала перед путешественником страной, где удивительно сплелись культуры европейских и азиатских народов. Это путешествие, которое молодой человек рассматривал как «удовлетворение своего любопытства», в значительной мере определило направление его научной деятельности на всю жизнь. По пути Н.Витсен делал записи и зарисовки. Известны одиннадцать его рисунков акварелью и тушью, сделанных в поездке. Это виды Москвы, Новгорода, Пскова, Торжка, Твери, Коломны, Мурома, Касимова и др. В своем дневнике Н.Витсен подробнейшим образом описывал свой маршрут, дороги, людей, нравы, обычаи, религию, утварь и одежду. Среди его главных заслуг - издание труда о Сибири, которую он называл по тогдашней традиции «Тартарией» («Noord en Oost Tartarye», 1692).