|
Общий вид ярмарки и Н.-Новгорода. Н.-Новгород, изд. фот. М.Дмитриева, 1912. Раскладная открытка-панорама из 8 сегментов в раме. Размер панорамы: 14 х 75 см. Размер в раме: 32,5 х 94,5 см. Отличная сохранность. Издание отпечатано с оригинальных фотографий М.П.Дмитриева.
Нижегородская ярмарка являлась центром и важнейшим фактором русской торговой жизни. Функционирование ярмарки было напрямую связано с историей российской промышленности, являясь мерилом экономического развития, политико-экономического и финансового положения России.
Нижегородская ярмарка была крупнейшей в Европе как по товарообороту, так и по размерам занимаемой ею территории. К началу ХХ века она представляла собой целый город европейского типа с замощенными улицами и площадями (улиц было более 30, площадей - 10), бульварами, скверами и садами, освещенными электрическими фонарями. На ее территории находилось около 7000 магазинов и лавок, театр на 1600 мест, цирк на 1000 мест и ипподром, ее посещали в общей сложности до двух миллионов человек. Исключительное значение Нижегородской ярмарки в экономике России было обусловлено тем, что, являясь по срокам проведения последней среди других Всероссийских ярмарок, она подводила итоги за целый год работы всего народного хозяйства страны, на ней устанавливались цены на основные товары (чай, мануфактуру, металл, рыбу, соль, хлеб, меха и др.).
Нижегородская ярмарка проводилась ежегодно с 15 июля по 25 августа, однако торговля почти всегда продолжалась до 1 сентября, а иногда и дольше. После Октябрьской революции 1917 г. территория ярмарки вошла в состав Нижнего Новгорода, в 1929 г. Нижегородская ярмарка была закрыта.
Максим Петрович Дмитриев (1858-1948) - выдающийся русский фотохудожник конца XIX - первой половины XX в.в., основоположник жанра публицистической фотографии, получивший мировое признание. Именно с его работ начинается интерес фотографов к народной жизни, быту города и деревни в его неприукрашенном виде.
Большая часть творчества фотографа прошла в Нижнем Новгороде, куда он переехал в 1877 г. и работал сначала в мастерской Андрея Осиповича Карелина, а в 1886 г. открыл собственную мастерскую. М.П.Дмитриев создал свой индивидуальный стиль в фотографии. Он снимает пейзажи, бытовые портреты, его интересуют городские мотивы и жанровые сцены. В поле объектива фотографа попадают грузчики, крестьяне, богомольцы, извозчики, рабочие, босяки. Он создает тематические циклы, которые принесли ему особую славу. В М.П.Дмитриеве сочетался дар художника и оператора-репортера, умевшего создать выразительный снимок на материале повседневной жизни. Все это было нетипично для российских фотографов того времени.
В 1889 г. работы М.П.Дмитриева впервые появились на фотографических выставках в Москве, С.-Петербурге и Одессе, посвященных 50-летию светописи. В 1890 г. на Одесской фотовыставке он получил медаль Императорского технического общества, а в 1891 г. - Почетный диплом и Золотую медаль на международной выставке в Брюсселе. В 1892 г. на выставке в Париже он удостаивается Золотой медали в номинации «профессиональная художественная фотография». На этой выставке художник был единственным российским лауреатом, номинировавшимся на золото.
Работы М.П.Дмитриева были отмечены высокими наградами на выставках в Амстердаме, Чикаго и Нью-Йорке. Его альбом, представленный на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., был удостоен высокой награды. М.П.Дмитриев осуществил грандиозный проект по съемке Волги от истоков до устья. Работа над ним велась около 10 лет с 1894 г. За этот проект фотограф был избран действительным членом Географического общества.
Имея собственную типографию, М.П.Дмитриев тиражировал свои снимки в открытках и сериях фототипий. В Нижнем Новгороде не было фотографических заведений, способных с ним конкурировать по размаху и качеству работы.
Как пейзажист, М.П.Дмитриев был одним из первых мастеров, перешедших к художественной съемке с натуры. Он всегда ставил перед собой не только документальные, но и эстетические задачи. И по сей день ученые, историки, архитекторы обращаются к фотографиям М.П.Дмитриева как к объективным, точным и насыщенным информацией историческим источникам.