![]() |
![]()
|
Отчет Всероссийского Испытательного Автомобильного и Мотоциклетного Пробега 1923 года. Составлен и издан Комитетом Пробега. [М.]: Издательство Центрального К-та Професс. Союза Трансп. Рабочих СССР «Механический Транспорт», [1924]. [4], 190, [6] с.; с илл. в тексте и 6 илл. на отдельных листах. 34,5 х 25,5 см. Тираж 3000 экз. Книга вышла под грифом: «Н.К.П.С. Центральное Управление Местного Транспорта. Автомобильный Отдел». В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка и три листа рекламы. Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация обложки. В коллекционной сохранности - редкость, особенно редки экземпляры с сохранившейся рекламой автомобильных компаний и их продукции.
Традиция испытательных пробегов в России создавалась перед Первой мировой войной. Испытания пробегами проходили, в первую очередь, военные автомобили. Впервые такие пробеги были организованы в 1911 и 1912 г.г. Начало возрождения российского автопрома после революции принято вести с 1923 г., когда был проведен первый Всероссийский автомобильный пробег. К этому времени практически весь дореволюционный автопарк был уничтожен, в том числе и по причине неумелого обращения с техникой и отсутствия квалифицированных механиков. На заводах машины к началу состязания собирали из руин.
Автопробег был призван подготовить почву для зарождения массового автомобилизма. Его результаты позволили выявить лучшие марки и модели автомобилей, наиболее подходящие для эксплуатации на отечественных дорогах. Конструкции их были положены в основу создания собственных первых автомобилей. Пробегу придавалось исключительно большое значение. Об этом говорит и тот факт, что почетным председателем оргкомитета являлся Председатель ВЦИК М.И.Калинин, а почетными членами Комитета автопробега были высшие государственные и партийные лица: Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, А.И.Рыков, Л.Б.Каменев, Ф.Э.Дзержинский и др.
Начался автопробег 11 сентября 1923 г. с Красной площади от стен ГУМа. Маршрут лежал из Москвы через Клин в Тверь, далее: Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Новгород, Петроград, Луга, Псков, Опочка, Невель, Витебск, Смоленск, Рославль, снова Москва. Маршрут пробега составлял 1823 версты по сложнейшему российскому «бездорожью». Представители европейских и американских фирм-производителей понимали, что их будущие контракты в России на покупку машин и технологий будут напрямую зависеть от того, как их техника и гонщики покажут себя в автопробеге.
Всего в пробеге участвовало более 100 машин. Из 50 легковых автомобилей нашу страну представляли 17. Были два новых «Руссо-Балта», остальные старые, неоднократно ремонтированные «пирсарроу», «гайнеслоком», «стевер», «локомобиль» и т.д. «Руссо-Балты» были собраны кустарным способом из деталей, произведенных еще до революции. Они оставались штучными автомобилями ручной работы. Был среди участников пробега и «Намикар», собранный молодыми энтузиастами-автоконструкторами из недавно созданного Научного автомоторного института. Вел эту машину заведующий производством НАМИ Д.К.Карельских.
В издании представлены правила пробега и условия участия, инструкция для судей. Даны образцы ведомостей, по которым учитывались характеристики автомобилей и их движения во время пробега. Дана исчерпывающая информация об участниках пробега, их автомобилях, составе жюри и наблюдателей. День за днем описан ход пробега. В тексте характеризуется состояние дороги, средняя скорость на ее участках, ремонт, заправка автомобилей, торжественные мероприятия встреч и проводов участников пробега. Издание богато оформлено фотографиями. На них представлены организаторы пробега, жюри и контролеры, водители-участники, их автомобили, ситуации на дороге, торжества по поводу автопробега в разных городах. Особую ценность представляют технические данные каждого автомобиля, выявленные в ходе пробега.
Среди участников - представители всех стран, производивших автомобили. Автомобильные концерны США, Германии, Италии, Франции и других стран отправили на пробег новейшие образцы своей продукции и лучших гонщиков. В автопробеге участвовали и гонщики мировой величины: лучший немецкий гонщик того времени Зайлер на «Мерседесе», итальянский заслуженный автомобилист Каньо. Чтобы иметь возможность показать свои автомобили в молодой рабоче-крестьянской республике, «Даймлер», «Бенц», «Опель», «Стевер» и другие автофирмы Европы отказались от ранее запланированного автопробега Берлин-Москва.
Чтобы обеспечить «чистоту эксперимента», на капоты и топливные баки поставили пломбы, в одном экипаже с гонщиками ехали контролеры, в задачу которых входило регистрировать расходы горючего, масел, любые поломки и неисправности.
Автопробег получил огромный общественный резонанс. Ему было посвящено множество публикаций в прессе и журналах. И.Ильф и Е.Петров, когда писали своего знаменитого «Золотого теленка», многие детали взяли из впечатлений от этого пробега, отразившихся в публикациях.