Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Памяти профессора Николая Егоровича Жуковского. М., 1922. Мемориальное издание с автографом проф. В.Ветчинкина, одного из наиболее талантливых учеников Н.Е.Жуковского. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Худяков П.К., Ветчинкин В.П., Зворыкин В.В. и др.
Год издания: 1922


Памяти профессора Николая Егоровича Жуковского. М., [Трудовой Кооператив «Печатный Техник»], 1922. 184 с.; 18 л. илл. 24,3 х 16,1 см. Тираж 3 000 экз. Мемориальное издание с автографом профессора В.Ветчинкина, одного из наиболее талантливых учеников Н.Е.Жуковского. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На титульном листе автограф - дарственная надпись орешковыми чернилами одного из авторов - проф. В.Ветчинкина: «Многоуважаемой Татьяне Михайловне на добрую память о Николае Егоровиче. В.Вет<чинкин> 5 II 1926». Редкость.

Автограф принадлежит выдающемуся ученому-механику профессору Владимиру Петровичу Ветчинкину (1888-1950). Он работал в области аэродинамики, ветроэнергетики, ракетной техники и теоретической космонавтики, с 1923 г. был профессором Академии ВВС им. Н.Е.Жуковского. В 1927 г. В.П.Ветчинкин защитил докторскую диссертацию. В 1947 г. стал действительным членом Академии артиллерийских наук. За год до этого ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, в 1943 г. он стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени.

В 1915 г. В.П.Ветчинкин окончил Московское высшее техническое училище. Его дипломный проект назывался «Тяжелый аэроплан типа “Илья Муромец”». Являясь любимым студентом Н.Е.Жуковского, он еще в 1913 г. совместно с учителем разработал и опубликовал теорию завихрения авиационных винтов. В.П.Ветчинкин был одним из первых помощников Н.Е.Жуковского при создании в 1918 г. Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1921 г. он совместно с коллегой разработал высокопроизводительную ветроэнергетическую установку, благодаря чему в ЦАГИ появился Отдел ветряных двигателей. Эта установка была впервые реализована в 1932 г. в виде генератора Курской ветростанции. В.П.Ветчинкин впервые теоретически обосновал оптимальность межпланетных перелетов по эллиптическим траекториям. Он был одним из первых разработчиков крылатых ракет и реактивных самолетов, занимался этим еще в 1920-е г.г.

В книге содержится одиннадцать статей и докладов о жизни и творчестве отца русской авиации профессора Н.Е.Жуковского. Они написаны учениками и соратниками ученого профессорами П.К.Худяковым, В.П.Ветчинкиным, В.В.Зворыкиным, А.И.Некрасовым, Е.А.Болотовым, инженерами С.М.Городецким, В.Жуковским, Г.Д.Сендецким и В.А.Дроздовым. Также в издании опубликованы речи, произнесенные на могиле Н.Е.Жуковского, надписи на венках и библиография его печатных трудов. В статьях Н.Е.Жуковский представлен как великий ученый-экспериментатор и инженер, как талантливый преподаватель и организатор науки. Он был основоположником аэродинамики и аэромеханики в России и преподавал эти дисциплины в Московском высшем техническом училище (МВТУ им. Н.Э.Баумана), руководил инженерной работой в Политехническом обществе, построил первую в России аэродинамическую трубу, на основе экспериментов в которой совершил ряд базовых расчетов и открытий.  

Николай Егорович Жуковский (1847-1921) - русский механик, создатель аэродинамики и аэромеханики как наук. Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894), заслуженный профессор Московского университета (1910), профессор теоретической механики Императорского Московского технического училища (с 1918 г. - Московского высшего технического училища). В 1868 г. Н.Е.Жуковский окончил физико-математический факультет Московского университета, в 1882 г. защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». В 1905 г. ученый был избран президентом Московского математического общества, где 14-ю годами ранее сделал доклад о парении птиц. В 1920 г. в ознаменование 50-летия научной деятельности Н.Е.Жуковского и его больших заслуг в развитии авиации был издан декрет за подписью В.И.Ленина об учреждении премии им. Н.Е.Жуковского за лучшие исследования по математике и механике, а также об издании его трудов и о ряде льгот для самого ученого.

Работы Н.Е.Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику полета птиц. После своего эпохального доклада «О парении птиц» в 1892 г. Н.Е.Жуковский сделал доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко», составив основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела. Ученый рассчитал траектории при различных условиях движения воздуха, в том числе предсказал возможность мертвой петли. В 1904 г. Н.Е.Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета; определил основные профили крыльев и лопастей винта аэроплана; разработал вихревую теорию воздушного винта. В ноябре 1905 г. исследователь прочитал доклад «О присоединенных вихрях», заложивший теоретическую основу развития методов определения подъемной силы крыла аэроплана. В Техническом училище в 1908 г. он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли известные деятели авиации и техники: А.А.Архангельский, Б.С.Стечкин, А.Н.Туполев, Б.Н.Юрьев и многие другие.