|
Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в удельной Руси: I. Община и боярщина. - II. Феодальныя учреждения: Изследование. С приложением биографии и портрета автора. Спб., типография М.М.Стасюлевича, 1910. XVI, 506 c.; 1 л. портр. 21,8 х 14,5 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Николай Павлович Павлов-Сильванский (1869-1908) - выдающийся русский историк и архивист, создатель теории феодализма в России. Окончил историко-филологический факультет С.-Петербургского университета. Параллельно посещал занятия в Археологическом институте. Еще студентом он проявил себя как талантливый исследователь. Его научное и историческое мировоззрение сформировалось под влиянием идей С.М.Соловьева, В.О.Ключевского и С.Ф.Платонова. С другой стороны, большое влияние на него оказали идеи В.И.Сергеевича, являвшегося в то время столпом «юридической школы». Именно благодаря ему историк усвоил метод юридического исследования русских древностей. В качестве руководящей теории ученый использовал учение позитивистов. Исследуя исторический процесс, он искал его закономерности.
Творчество Н.П.Павлова-Сильванского достигло вершины в годы Первой русской революции, когда резкие формы приобрела борьба идеологий. Ученый своими историческими работами стремился ответить на жгучие вопросы современности, объяснить происходящие в стране политические и экономические процессы. Именно благодаря этим поискам приложений научной теории к жизни и созданию аргументированной объясняющей концепции развития «русского феодализма», поставившей на научные основания изучение русской средневековой истории, автор завоевал себе как высокий научный авторитет, так и значительную популярность у читателей. Его концепция позволяла делать выводы о будущем развитии нашей страны и утверждать общность исторического развития России и Западной Европы.
В своей теории русского феодализма Н.П.Павлов-Сильванский впервые использовал сравнительно-исторический метод для сопоставления социально-экономических процессов в рамках цивилизованных обществ, и на основе широкого круга источников указал на общность социальных порядков в средневековой России и Европе. Эта идея противоречила утвердившейся в то время в науке концепции об отсутствии периода феодализма в России. Поначалу она встретила сопротивление и непонимание в научном сообществе.
Работа Н.П.Павлова-Сильванского «Феодализм в удельной Руси» стала итогом всех предшествующих исследований и является, таким образом, важнейшим сочинением историка. Работа эта была написана во время Первой русской революции, и выводы, сделанные в ней, имели определенную политическую заостренность. Их общественное значение заключалось в том, что они подрывали оплот всех защитников гипотезы самобытного развития России - идею неприкосновенности ее государственного строя - самодержавной монархии. Революционное значение имел вывод о том, что не законы создают общественные отношения, а общественные отношения создают определяющие их нормы, обычай складывается раньше закона. Сущность общественных отношений в феодальной России историк изучал, в частности, на материале борьбы боярщины с общиной. Здесь социальный антагонизм выступает движущей силой истории. В своей книге Н.П.Павлов-Сильванский впервые научно обосновал существование в России феодализма как особого исторического периода. Его теория объективно вела к революционным политическим выводам и поэтому вызвала невиданный общественный интерес.