|
Пьесы художественнаго репертуара и постановка их на сцене. (Пособие для режиссеров, театральных дирекций, драматических артистов, драматических школ, любителей драматическаго искусства). Выпуск II. «Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, соч. А.С.Грибоедова. Издание 2-е Д.М.Мусиной. Под редакциею Ю.Э.Озаровскаго, артиста и режиссера Русской Драматической труппы Императорских СПБ. театров. Спб., типография Т-ва «Печатное Дело», 1911. XXIV, 355, III с., с илл. 31,5 х 24,3 см. Издание выходило ограниченным тиражом, отпечатано в большом формате на толстой бумаге. Посвящение памяти актера И.И.Сосницкого. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.
Книга адресована режиссерам и сценографам, работающим над постановкой пьесы «Горе от ума». Она ценна тем, что в ней публикуется не только текст знаменитого произведения по подлинной рукописи А.С.Грибоедова, но и, прежде всего, литературно-исторические материалы к раскрытию образов и обстановки места действия. Представлены рисунки костюмов и действующих лиц. Дана историческая основа для декораций - интерьеры и предметы убранства аристократических домов первой четверти XIX века. Составителями этих статей были И.А.Глазков, актер и режиссер Русской Драматической труппы Императорских СПБ театров, член-сотрудник СПБ Археологического института Ю.Э.Озаровский, В.Л.Торский. Создателем мотивов костюмов, интерьеров и декораций стал художник дирекции Императорских театров Е.П.Пономарев.
В литературно-историческом отделе книги помещена биография А.С.Грибоедова, описание его литературной деятельности, истории создания и постановки пьесы, сведения для воссоздания эпохи и разработка библиографии. Так, из биографии А.С.Грибоедова становится ясно, что его пьеса рождалась под влиянием культурной деятельности масонской ложи «Соединенных друзей», в которую входил писатель; ее члены выступали за культурное обновление общества. А в Персию А.С.Грибоедов должен был поехать вынужденно, после участия в дуэли в качестве секунданта.
В художественно-режиссерском отделе книги представлены мотивы грима и причесок, костюмов, вооружения, обстановки и мебели, декораций, материалы для мизансцен и сценического монтажа. Даны снимки с экспонатов Императорского исторического музея, Публичной библиотеки, Строгановского центрального художественно-промышленного училища. Этот мир предметов той эпохи, показанный наглядно и полно, особенно ценен. Помещена и биография выдающегося исследователя «Горя от ума» И.Д.Гарусова.
Издание изящно оформлено заставками, концовками и виньетками эпохи А.С.Грибоедова. Книга была подготовлена после II Съезда сценических деятелей в Москве, на котором обсуждались факторы успешности любой театральной постановки. На внимание публики мог претендовать спектакль, основанный «на ансамбле сценического исполнения и тщательном ведении режиссерской стороны». Уже в то время серьезная постановка спектакля на историческую тему не могла обойтись без работы специалистов (художников, ученых, техников и др.), консультирующих и готовящих спектакль вместе с режиссером. Такой запрос на реалистичность и продуманность деталей декораций и костюмов был сформирована постановками трупп Мейнингенского и Московского Художественного театров. От режиссера требовалось построить психологию пьесы и передать дух и быт времени.