![]() |
|
Петражицкий Л.И., проф. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Издание второе, исправленное и дополненное. 2 тома. Спб., тип. Т-ва «Екатерингофское Печатное Дело», 1909. 22 х 15 см. В двух современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность. На титульных листах владельческая подпись. Аккуратные читательские пометы в тексте простым карандашом.
Т. I. [6], 318 c.
Т. II. [4], 319-758 c.
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - ученый, социолог, философ, автор психологической теории права, учитель П.А.Сорокина, А.Ф.Керенского. Окончил юридический факультет Киевского университета св. Владимира. Продолжил обучение в Берлинском университете, где вышли его первые монографии, использованные при составлении немецкого Гражданского уложения и принесшие Л.И.Петражицкому известность в научных кругах. По возвращении в Россию защитил докторскую диссертацию и преподавал в Киевском и С.-Петербургском университетах. По воспоминаниям студентов, Л.И.Петражицкий «не был оратором, но его лекции были в высшей степени интересны. Он был человек философски образованный, пытался вообще к праву подойти с новых философских позиций. Это было очень интересно».
Л.И.Петражицкий принимал активное участие в общественно-политической жизни России. В 1905 г. он был избран в Государственную думу от партии кадетов, являлся одним из главных идеологов конституционно-демократического движения. После разгона 1-й Государственной думы 10 июля в Выборге Л.И.Петражицкий подписал (наряду с виднейшими юристами С.Муромцевым, Ф.Кокошкиным, П.Новгородцевым, С.Котляревским и Г.Шершеневичем) знаменитое «Выборгское воззвание», призывавшее к гражданскому неповиновению властям (неуплате налогов, уклонению от воинских обязанностей и т.д.), за что был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.
В 1921 г. Л.И.Петражицкий принял гражданство воссозданной Польши и начал преподавать в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией. В Варшавском университете Л.И.Петражицкий возглавлял кафедру социологии, на которой работал до 1931 г. Там он переиздал свои книги на польском языке. По выражению А.Ф.Керенского, «Петражицкий был из тех поляков, которые впоследствии стали так непопулярны в Польше из-за своей убежденности в том, что отношения между народами России и Польши должны строиться не на политических, а на братских основах. Таких, как они, высоко ценивших русскую культуру и русские социальные идеи, в Польше не любили». Взрыв национализма, слепая ненависть ко всему русскому воспринимались им крайне болезненно. В 1931 г., в состоянии острой депрессии, Л.М.Петражицкий совершил самоубийство.
Публикация книги «Теория права и государства» стала настоящим событием в научном мире. Оригинальная концепция Л.И.Петражицкого вызвала интерес во всем мире. В настоящем издании автор сформулировал концепцию права как фактора и продукта социально-психической жизни. Во время своего обучения в Германии Л.И.Петражицкий познакомился с трудами основателя научной психологии В.Вундта, которые впоследствии стали базой для его концепции права, основанной на психологии, и ее связях с нравственным началом. В книгу вошли обзор и критика важнейших теорий права начала XX века, включен очерк философии права, частично использованы более ранние работы, в том числе «О мотивах человеческих поступков». Второй том содержит учение об элементах и видах права, его развитии и происхождении.
Психологическая интерпретация права, по мнению Л.И.Петражицкого, делает юриспруденцию подлинно научной, поскольку право существовало задолго до появления государства и законодательства. Источником же права, по убеждению ученого, выступают эмоции человека, которые являются генетической основой человеческой психики. Благодаря социальному взаимодействию индивидов, образуется групповая «народная психика», которая формирует собственные «нормы-законы». Распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право. С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни.