Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Писания преподобнаго отца Иоанна Кассиана Римлянина. М., 1892. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Иоанн Кассиан Римлянин, прп.
Год издания: 1892


Писания преподобнаго отца Иоанна Кассиана Римлянина. Перевод с латинскаго Епископа Петра. Издание второе. Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. М., Типо-Литография И.Ефимова, 1892. VI, 7-652 с. 25,7 х 17,3 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

В книге выдающегося учителя восточной монашеской аскезы прп. Иоанна Кассиана Римлянина (IV-V в.в.) представлены два его самых авторитетных сочинения среди католиков и православных: «О постановлениях киновитян» (или «О правилах общежительных монастырей») и «Собеседования египетских подвижников» (или «Собеседования»).

Первое сочинение было написано в Массилии (г. Марсель) ок. 420-424 г.г. в 12 книгах по просьбе епископа Кастора, который собирался устроить в своей епархии первый общежительный монастырь. Иоанн Кассиан был, таким образом, первым учителем восточных монашеских практик на Западе и сумел их адаптировать к местным условиям. В представленном труде он дает практическое руководство к достижению высшего уровня духовного совершенства - созерцательной жизни. Рассмотрены бытовые правила восточного монашества и правила о чистоте тела и души: Об одежде монашеской; О ночных и дневных молитвах и псалмопении; О правилах отвергающихся от мира; О страсти чревобесия; О блудной страсти; О гневе; О печали; Об унынии; О гордости, и т.д. Целью монашеского подвига становится восхождение над плотью и собственной природой. А это возможно только с Божьей помощью. Главным оружием в этом являются пост и молитва. Говорится о единстве тела и души в борьбе со страстями.

«Собеседования» были написаны около 425-426 г.г. в три этапа и состоят из трех частей, которые включают 24 беседы. Это символически соотносится с числом старцев из Апокалипсиса, подчеркивая ориентацию автора на этот контекст. В произведении рассмотрен духовный опыт выдающихся египетских подвижников IV века. Обычай вести духовные беседы основывался на убеждении, что отцы-пустынники обладают особой мудростью. Собеседования обращены преимущественно к отшельникам и посвящены внутренней жизни монахов. Например: аввы Моисея - о намерении и цели монаха, о рассудительности; а. Пафнутия - о трех отречениях; а. Даниила - о борьбе плоти и духа; а. Серапиона - о 8 главных страстях; а. Серена - о непостоянстве души, и о злых духах, о начальствах и властях; а. Исаака - о молитве; а. Херемона - о совершенстве, с предисловием пр. Кассиана, о чистоте, о покровительстве Божием; а. Нестероя - о духовном знании, о Божественных дарованиях; а. Иоанна - о цели общежития и отшельничества; а. Феоны - о ночных искушениях, о желании добра и делании зла, и т.д.

Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360 - ок. 435) - аскетический писатель, богослов, один из основателей западного монашества (день памяти 29 февраля). Важное место в идеологии прп. Кассиана занимало учение о соотношении Божественной благодати и человеческой свободы. Есть свидетельство, что Иоанн Кассиан был «скифом по происхождению». Скорее всего, он родился в Малой Скифии, находившейся на территории современной Добруджи (Румыния). В поздне-римскую эпоху она входила в церковный диоцез Фракии и находилась в юрисдикции Константинопольского патриарха. Согласно одной из гипотез, прп. Кассиан взял имя Иоанн в честь своего учителя св. Иоанна Златоуста. Римское имя Кассиан (производное от Кассий) в его сочинениях не упоминается, однако так писателя называли современники и последующие церковные авторы. Прозвище Римлянин, видимо, указывало на латиноязычность Иоанна Кассиана.

С детства прп. Кассиан был воспитан в духе христианского благочестия. Он получил образование под началом домашнего учителя, наставлявшего его в классической греко-римской литературе, свободно говорил и читал по-латыни и по-гречески. Около 380 г. юный Кассиан отправился в паломничество в Святую Землю. Он принял монашество в Вифлееме, познакомился с устройством общежительных монастырей Палестины и Сирии, путешествовал в монастыри Египта. Будущий учитель восточной аскезы учился духовному подвигу у знаменитых отшельников, в том числе жил в Скитской пустыни под началом аввы Пафнутия. В общей сложности Иоанн Кассиан провел в египетских монастырях около десяти лет и в процессе собрал материал для своих будущих сочинений о монашестве. Его разговоры со старцами Скитской пустыни вошли в сборник «Собеседований».

Многие из монахов, у которых он учился, были последователями Оригена. У них в 399-400 г.г. разгорелся конфликт с направлением антропоморфитов. Сочинения Оригена были осуждены на соборе в Александрии, проведенном под руководством бывшего сторонника Оригена патриарха Феофила. Под его руководством труды Оригена стали сжигаться, а последователи этого духовного учителя были изгнаны из Египта. Монахи подали жалобу на Феофила константинопольскому патриарху. Им в то время был Иоанн Златоуст. В этой поездке в Константинополь участвовал и Кассиан. Иоанн Златоуст обеспечил покровительство египетским изгнанникам. Кассиан стал большим почитателем св. Иоанна Златоуста, а св. Иоанн передал в ведение Кассиана сокровищницу кафедрального собора, назначив его «комитом сокровищницы». Около 404-405 г.г. св. Иоанн Златоуст был сослан, а Иоанн Кассиан в составе посольства отправился к Римскому епископу Иннокентию I просить защиты для св. Иоанна. Предполагается, что в Риме Иоанн Кассиан был рукоположен в пресвитеры и стал советником Римского епископа. Ок. 415 г. подвижник оказался в Галлии в г. Массилии (совр. Марсель). Тут он основал мужской и женский монастыри и стал настоятелем мужского монастыря. Со временем эта обитель стала именоваться аббатством Сен-Виктор. Тут Кассиан создал сплоченную общину, построенную на основе опыта египетского монашества. 

В 420-е г.г. прп. Иоанн Кассиан написал два труда с наставлениями о монашеской жизни («О правилах общежительных монастырей» и «Собеседования»), сыгравшие важную роль в становлении и развитии монашества не только в Южной Галлии, но и на всем христианском Западе. В них он предложил особый свод аскетических правил, который называл «Instituta Aegyptiorum», т.е. установлениями (правилами) египетских отцов, которые строили монастырскую жизнь по общежительным принципам. Правила восходили к глубокой древности, к временам ветхозаветных пророков, Иисуса Христа и апостолов. Они непрерывно соблюдались христианскими подвижниками на протяжении четырех столетий. Себя прп. Кассиан представлял «проводником» этого аскетического учения.

Если в мире монашеской аскезы прп. Кассиан приобрел яркий и законченный образ надежного борца с грехом, внутренними и внешними соблазнами, всеми видами нечисти, то в народной славянской мифологии это суровый и недобрый персонаж. Важность этого святого отца и учителя для Руси подчеркивает богатый фольклор. В народной мифологической иерархии место прп. Касьяна весьма высоко: «Касьяну поклонись, Христу покрестись, Солнцу-батюшке помолись», «Касьян один сто чертей прибил». День памяти прп. Кассиана приходился на 29 февраля. Этот редкий день, появляющийся в календаре раз в четыре года, назывался Касьяновым днем и был маркирован мрачной символикой високосного года.

Видимо, потому, что Касьянов день бывает не каждый год, сам Касьян получил в народе эпитет «завистливый», а также скупой, грозный, немилостивый. Касьян «из панов, княжий сын», он ходит в дорогом кафтане и не поможет простому мужику, застрявшему с телегой на дороге. Касьян склонен к пьянству и имеет буйный нрав: «Касьян идет, песни поет, за ним черти бегут, покойников ведут». И образ Касьяна связывали с адом. Когда-то он был светлым ангелом, но пал из-за своей зависти. Считалось, что он охраняет ворота в преисподнюю три года, а на четвертый выбирается на Землю и орудует здесь: «Один касьянов год три года счастья уволок».

Ему приписывали демонические характеристики. Порой он выступает двойником дьявола. Крестьяне верили, что у Касьяна недобрый глаз: имеет глаз и своим глазом косит. Если глянет на кого, жди несчастья. От его взгляда мрет скот, вянут травы и злаки: «Касьян на что ни взглянет - все вянет», «Худ приплод на Касьянов год», «Берегись Касьянова глаза да трубного гласа», «Касьян, на дитё не гляди, под землю иди, чертей уведи». Касьян не только косой или кривой, то есть, в некоторых традициях, лишен одного глаза, но и хромой. Однако именно он первым из людей сделал серп и косу. Народная этимология возводила его имя к глаголу «косить». Смерть с косой перекликалась с образом Касьяна. А вот и народная оценка: «Касьяну косить, бабам голосить».

Есть предположение, что народный образ прп. Касьяна стал заменой важного персонажа славянского языческого пантеона Стрибога, бога ветров, распространителя и уничтожителя земных благ. Касьяну подчиняются ветры, которые приносят мор скота и эпидемии. Ресницы Касьяна достигают колен. 29 февраля нечистая сила поднимает ему веки, и Касьян оглядывает мир. Тут представления о нем перекликаются с индо-иранским демоническим существом Вайу или его славянским вариантом Вием, похищающим у живых существ дыхание и душу. В некоторых вариантах мифологический Касьян - черное, покрытое шерстью подземное существо, которое живет в темной пещере, лежит в яме, засыпанный землей.