|
План Петергофа и Александрии, снятый в 1867-м году. Масштаб: в Английском дюйме 100 сажен. Б.м., не ранее 1867. Малотиражный хромолитографированный складной план в раме и паспарту, отпечатанный к 10-летию открытия железной дороги Санкт-Петербург - Петергоф и 30-летию открытия первой российской железной дороги до Царского Села. Размеры в раме: 78,2 х 92,5 см. Размеры оттиска: 54,3 х 69 см. Размеры сегмента: 19,5 х 12 см. Очень хорошая сохранность. Имеет художественную и историческую ценность. Редкость.
Петергоф и императорское имение «Александрия» - знаковое место для истории династии Романовых и дворцово-парковой культуры северной столицы. В Петергофе с 1830 до 1917 г. располагалась одна из резиденций российских императоров - Собственная Его Императорского Величества дача. Здесь были построены Большой дворец, дворец Монплезир и другие сооружения дворцового комплекса. Одна из частей царских владений была названа «Александрией» в честь императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I.
Первоначальный план Петергофа был награвирован гвардии лейтенантом Ф.Ф.Шубертом при Военно-топографическом депо и издан в 1842 г. Издание 1867 г. было отпечатано в технике хромолитографии, которая начала распространяться в России с середины XIX века. Сам план был значительно дополнен новыми объектами, стал гораздо более декоративным. Появление нового плана было обусловлено несколькими событиями. Во-первых, в 1867 г. был двойной юбилей в истории российских железных дорог. В этом году исполнилось 30 лет со дня открытия первой железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села и 10 лет со дня открытия железной дороги в Петергоф. Во-вторых, за десять лет существования железной дороги и благодаря наличию Императорской летней резиденции Петергоф стал самым модным местом летнего досуга. Тут строили себе дачи представители аристократии и нарождавшейся буржуазии, сюда приезжали массы отдыхающих и туристов. План выпускался для наиболее состоятельных жителей и гостей Петергофа.
Основные названия - парков, дач, прудов, садов, улиц, вокзалов, дворцов, некоторых важных построек и др. - указаны на плане. Но большинство объектов обозначены буквами и цифрами, расшифровка которых дана в легенде плана справа. Так, мы видим, где в Петергофе располагались вокзал Бель вю, Дворцовое правление, Мастерской двор, Гранильная фабрика; площади (Разводная, Театральная и Торговая); церкви Знамения пресвятой Богородицы, св. Петра и Павла, лютеранская - св. Петра и Павла, кладбищенская; шесть прудов, каскады и фонтаны; штаб и казармы Лейб-гвардии конно-гренадерского полка, кавалерские дома, дома колонистов; торговые бани, оранжереи, цветочные теплицы; дачи Е.И.В. принца Ольденбургского, Молво (бывший фазановый завод), Михельсона, Крона и других домовладельцев, и т.д.
С 1733 г. в Петергофе была дача царицы Анны Иоанновны, которая устроила здесь зверинец и охотничьи угодья, приезжая сюда пострелять разнообразную дичь, среди которой были, между прочим, олени, кабаны и даже тигры. Всю эту живность завозили в здешние живописные места издалека. После смерти царицы место долго находилось в запустении. В 1825 г. владельцем этих земель становится Николай I, который подарил имение своей жене Александре Федоровне. Оно получило название «Собственная Ее Величества дача Александрия». В 1826-1829 г.г. здесь был построен двухэтажный коттедж в английском стиле со всеми хозяйственными заведениями и парком. Работы возглавил архитектор Адам Менелас. Дворец был выполнен в готическом стиле.
Недалеко от коттеджа была построена «Ферма» с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Здание неоднократно подвергалось усовершенствованиям и достройке архитектором А.И.Штакеншнейдером. В 1859 г. оно стало летним дворцом императора Александра II. Пейзажный парк в Александрии был вдохновлен эстетикой готики и романтизма. Над его созданием двадцать лет трудился главный садовый мастер Петергофа, выходец из Саксонии Петр Иванович Эрлер. Особое своеобразие в пейзаж Александрии привносит море, видимое из многих точек парка. Отличительной особенностью Александрии является разнообразие зеленых насаждений, в том числе редких, экзотических древесных и кустарниковых пород.
При посредничестве генерал-адъютанта графа А.Ф.Орлова в июне 1853 г. известный российский финансист, промышленник и меценат барон А.Л.фон Штиглиц (1814-1884) обратился к императору Николаю I с прошением разрешить построить железную дорогу от С.-Петербурга до Петергофа за свой счет. В 1854 г. строительные работы начались на участке рядом с набережной Обводного канала. К 1858 г. был создан ансамбль привокзальной площади со зданием Балтийского вокзала. Новая железная дорога завершалась станцией Петергоф (в дальнейшем - Новый Петергоф). В 1855-1857 г.г. там построили здание вокзала по проекту известного архитектора Н.Л.Бенуа (1813-1898). Одновременно с вокзалом станции Петергоф Н.Л.Бенуа построил вокзальные павильоны на станциях в Стрельне, Сергиево и Красном Селе. Движение по новой железной дороге было открыто 21 июля 1857 г.
Из С.-Петербурга в Петергоф и обратно ежедневно ходили 10 поездов, что обеспечивало большое число дачников и туристов. В 1860-е г.г. Петергоф стал одним из самых модных мест загородного досуга. В течение дня по дороге проезжали от 3500 до 4500 пассажиров. В начале 1872 г. железнодорожная линия была продлена от Ораниенбаума до Ревеля (Таллина).