Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Подготовка к торжественному открытию Красноярского железнодорожного моста. Фотограф Львов. Б.м., 1899. Оригинальный снимок в раме и паспарту. Отличная сохранность. Снимок представляет историческую ценность. Редкость.

Автор: Львов
Год издания: 1899


Подготовка к торжественному открытию Красноярского железнодорожного моста. Фотограф Львов. Б.м., 1899. Оригинальный снимок в раме и паспарту. В правом нижнем углу снимка подпись фотографа: «Львов», в левом - дата: «27 Март 99». Размеры снимка: 22,8 х 28,7 см. Размеры в раме: 46,8 х 52,9 см. Отличная сохранность. Снимок представляет историческую ценность. Редкость.

На снимке изображены последние приготовления к церемонии открытия Красноярского железнодорожного моста, первого моста через р. Енисей, состоявшейся 28 марта 1899 г. На снимке виден мост из шести гигантских ферм, стоящих на пяти быках и двух опорах. Украшается деревянная арка, построенная к торжеству. Снимок сделан с берега Енисея, находящегося с левой стороны от насыпи. Здесь можно увидеть остатки строительных материалов, в том числе груды камня, использовавшегося для строительства быков; железнодорожное полотно вдоль берега, по которому подвозилось все необходимое для строительства; деревянные желоба, подававшие воду. Мост оказался абсолютно уникален для своего времени и надежно служил более 100 лет. Он соединил части Великой Транссибирской магистрали на границе Западной и Восточной Сибири.

Закладка моста состоялась через Енисей 30 августа 1896 г. По этому случаю епископом Енисейским и Красноярским Акакием был совершен молебен. В фундаменте нижней части берегового устоя был уложен камень с крестом, на этот камень был положен манускрипт, на котором обозначено время закладки, фамилии строителей и почетных гостей. На камень во время служения высыпали золотые и серебряные монеты, и уже затем первый камень был закрыт другим на цементном растворе.

Перед мостостроителями стояла непростая задача покорения крупнейшей реки России - Енисея, отличавшегося большой шириной и глубиной, значительным подъемом воды в паводки и ледоходом с толщиной льда до 1,5 м. Проект моста через Енисей стал выдающимся творением Лавра Дмитриевича Проскурякова (1858-1926). Он первым в России на практике, не считаясь с «традициями», дерзнул ввести новую систему и применить новый способ расчета ферм. Фермы, предложенные Л.Проскуряковым, отличались большей, чем принято было до тех пор, высотой и длиной панелей. Он впервые ввел новую систему ферм, так называемые полигональные фермы (в этом случае верхняя часть моста представляет собой ломаную линию). Конструкция становилась более четкой для расчета и простой в изготовлении, для постройки моста расходовалось значительно меньше металла. Проезжая часть моста шириной 5,85 м была приспособлена для движения экипажей в часы, свободные от поездов. Исполнение этого условия утяжелило конструкцию, но, тем не менее, пролетные строения моста были на 20 % легче, чем на других мостах Сибирской железной дороги. Общий вес сооружения составил 5440 тонн. Мост был спроектирован со значительным запасом прочности и рассчитан на увеличение нагрузки до 40 %.

Руководство строительством осуществлял выдающийся инженер-механик Евгений Карлович Кнорре. Строительство велось инновационными методами и было завершено на шесть месяцев раньше запланированного. Во время строительства несущих опор моста для работы на дне и под водой впервые использовались кессоны из дерева конструкции, запатентованной Е.К.Кнорре. Кроме того, им был разработан оригинальный метод подъема и шлюзования грунта. Позже инженер написал в своей книге, посвященной строительству: «Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне».

Стройка завершилась в рекордные по тем временам сроки, менее чем за три года: движение по Красноярскому мосту было открыто 28 марта 1899 г. Мост на тот момент стал самым дорогим в России. На него было потрачено 3 млн рублей. После введения его в эксплуатацию местные жители со временем стали называть мост «царским». Уже к 1900 г. по мосту было перевезено 1,25 млн пассажиров.

В 1900 г. 9-метровая уменьшенная копия моста и его описание были представлены на Всемирной выставке в Париже и удостоены Гран-при и Золотой медали «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Жюри возглавлял знаменитый инженер Гюстав Эйфель, который больше всех восхищался конструкцией моста. Одиннадцатью годами ранее его башня получила такой же приз. Модель моста представляла собой точную копию подлинного сооружения и была «сделана из железа, с соблюдением самых малейших подробностей, даже, например, число заклепок соответствовало числу заклепок настоящего моста».

Красноярский мост простоял больше 100 лет и выдержал нагрузки не только от поездов XIX века, но и составов XX-го, превышающих по весу своих собратьев в 20 раз. Позднее он был назван ЮНЕСКО «вершиной человеческой инженерной мысли». Это сооружение упоминается и в изданном в США в 1991 г. «Атласе чудес света», где перечислены выдающиеся архитектурные памятники всех стран. В разделе «Россия» Красноярский мост был назван наряду с Кремлем и Петродворцом.

Мост через Енисей - это талантливое воплощение талантливого проекта, сплав уникальных проектных идей с поразительно четко выверенной технологией и организацией строительства. Все это позволяет отнести его к величайшим техническим достижениям своего времени и к выдающимся памятникам инженерной мысли в России.