|
Положение об избах-читальнях. М.: Государственное издательство, 1920. Хромолитографированный плакат по рисунку художника Б.Зворыкина. Наборный текст в рамке из цветов, выполненной в манере крестьянских росписей в «русском стиле». В раме. Размеры оттиска: 63,3 х 47 см. Размеры в раме: 76,2 х 58,4 см. Отличная сохранность. Плакат является ярким примером ранней советской художественной агитации и представляет историческую ценность. Редкость.
Доведение до сведения крестьян содержания первого документа об организации в деревнях изб-читален требовало ярких методов привлечения внимания. Одним из ключевых вопросов было то, как распространить социалистическую агитацию на крестьян, которые в большинстве своем были неграмотны. Большевики оценивали количество не умевших читать в три четверти всего населения страны, то есть в 75 %! Решение о систематической и планомерной просветительской работе в деревне было принято на VII Съезде Коммунистической партии, прошедшем 6-8 марта 1918 г. На нем была выработана программа партии по ликвидации неграмотности.
Настоящий плакат является официальной публикацией законодательного документа о создании изб-читален, сыгравших большую роль в просвещении крестьян. Плакат вышел в оформлении одного из лучших графиков-орнаменталистов начала ХХ века - Б.В.Зворыкина (1872-1942). Это одна из последних работ художника в Советской России. В 1921 г. он эмигрировал из Крыма через Константинополь, Александрию и Каир в Париж, где продолжил плодотворно работать.
Плакат отличают несколько интересных деталей. Рамка плаката не подписана, хотя обычно художники оставляли свои инициалы в правом нижнем углу. Это может быть связано как с официальным характером документа, так и с тем, что к 1920 г. Б.В.Зворыкин перешел в лагерь противников советской власти.
На плакате очень необычная форма герба РСФСР. Серп и молот в красном круге (серп позади молота) в обрамлении венка из десяти колосьев (по пять с каждой стороны), перевязанных золотой лентой; над серпом и молотом девиз, стилизованный под древнерусский книжный полуустав с элементами вязи: «Пролетарии всех стран соединяйтесь»; нет лучей восходящего солнца. По этим признакам можно говорить о времени исполнения Б.В.Зворыкиным макета плаката - до 10 июля 1918 г., когда на V Съезде Советов произошло официальное утверждение герба РСФСР. Однако из-за Гражданской войны плакат был напечатан с большой задержкой, только в 1920 г., когда, благодаря успешным действиям РККА, появилась возможность подумать о решении гуманитарных вопросов.
Одним из главных направлений работы Наркомпроса была борьба с неграмотностью. Этой борьбой руководила Н.К. Крупская, занимавшая пост заведующей Внешкольным отделом Наркомпроса. Именно ее имя стоит под преамбулой и самим Положением об избах-читальнях. В публикуемом документе предложен самый простой на первом этапе инструмент политической агитации и борьбы с неграмотностью в виде изб-читален, где должна была вестись работа с крестьянами посредством устного и печатного слова.
Положение об избах-читальнях включало восемь пунктов. Изба-читальня становилась основным местом постоянной политико-просветительской работы с взрослыми крестьянами в деревне. Задачи для работы в избах-читальнях были такие: создать постоянную связь деревни с цивилизованным миром, дать крестьянам возможность пользоваться основным орудием самостоятельного приобретения знаний - книгами и газетами, здесь должно было проходить знакомство с новой советской конституцией, советским строительством, должна была осуществляться коммунистическая пропаганда. В избе-читальне предоставлялась возможность доступа к информации для каждого. Кроме выдачи книг и газет, в избах-читальнях предполагалось чтение вслух для публики, проведение бесед, лекций, организация творческих и образовательных кружков.
В документе представлены практические шаги по организации изб-читален: совместное финансирование за счет местных крестьян и государства, избрание местных советов по организации изб-читален, члены которого создавали условия для работы этих учреждений. Важно, что программа изб-читален осуществлялась ряд десятилетий и была действительно первым шагом в просвещении еще до массового создания школ, библиотек и клубов. Они сыграли огромную роль в ликвидации неграмотности, распространении современных агротехнических знаний и идей коллективного хозяйства. После Великой Отечественной войны число изб-читален в стране превысило 48 тысяч. Они были местом просвещения до конца 1960-х г.г., когда их роль стала переходить к клубам.