|
Попов К. Блаженный Диадох (V-го века), епископ Фотики Древняго Эпира, и его творения. Том I [единственный]. Творения бл. Диадоха: Греческий текст, редактированный по древним греческим рукописям, с предисловием, русским переводом, разночтениями, примечаниями и приложениями. Киев: типография И.И.Горбунова, 1903. [2], XXXIV, 1-16, [2], 17-621 c.; 5 л. илл. 25,5 х 17,3 см. Докторская диссертация К.Попова, отпечатана малым тиражом. Единственное параллельное издание греческих текстов и русских переводов. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Редкость.
Константин Дмитриевич Попов (1849-1911) - богослов, профессор кафедры патристики Киевской духовной академии. Свою докторскую диссертацию ученый посвятил блаженному Диадоху и его сочинениям. В первом томе этой работы он напечатал греческий текст трех сочинений: «Слова аскетического» («Сотницы»), «Слова на Вознесение Господне» и «Против ариан» с примечаниями и русским переводом, во многом отличающимся от прежних. Слово «Против ариан» приписывалось бл. Диадоху. Издатель-переводчик учел ряд рукописей, хранившихся в московских собраниях. Тексты бл. Диадоха стали доступны впервые на русском языке для духовного и научного чтения. Эти тексты были изданы К.Д.Поповым как источник для будущего исследования, которое так и не увидело свет. Кроме того, в книге приводятся все известные автору упоминания прп. Диадоха в греческих и славянских источниках.
Епископ Фотикийский Диадох (ок. 400 - ок. 486) - раннехристианский учитель аскезы, жил в области Эпир, находящейся на северо-западе современной Греции. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений. Есть гипотеза, что в конце жизни Диадох был захвачен вандалами и уведен в рабство в Карфаген, где погиб от меча. В древних источниках он именовался «блаженным» и «великим первосвященником». В одной из средневековых схолий его имя толкуется как «Преемник» св. Марка Пустынника, подвижника того же времени из Галатии, и говорится, что Диадох, как и св. Марк, принял заповеди свыше и передал их в своих сочинениях.
Произведения прп. Диадоха отличаются изысканностью языка и глубокой культурой. До нас дошло четыре его сочинения: «Сто глав о духовном совершенстве», или «Сотница», «Слово на Вознесение Христово», «Видение» и «Оглашение», более известное под именем прп. Симеона Нового Богослова. Неподлинные сочинения «Правила мессалиан» и «Определения добродетелей», сохранившиеся только на сирийском языке, приписывались прп. Диадоху.
Сочинения Диадоха отличаются многогранностью, духовной и богословской глубиной. Он боролся против ересей монофизитов и мессалиан. Это нашло отражение в его произведениях. Последующими поколениями христианских подвижников бл. Диадох воспринимался как учитель созерцания Божественного света через очищенный «ум» и «чувство души». Его труды повлияли как на восточную, так и на западную христианскую традиции.
Из всех сочинений прп. Диадоха наибольшим авторитетом пользовалась «Сотница», как среди монахов, так и в значительно более широких кругах христиан, стремившихся жить по высоким принципам трезвления. Это сочинение оказало особое влияние на последующую традицию мистического богословия, что доказывает ряд авторов, которые цитируют или упоминают бл. Диадоха, среди них - прп. Максим Исповедник, прп. Иоанн Лествичник, свт. Фотий и др. Автор «Жития» прп. Симеона Нового Богослова особо отмечал, что прп. Симеон в юности читал «книгу сочинений святых мужей Марка и Диадоха». Особую актуальность «Сотница» приобрела в период исихастских споров в XIV веке, она цитировалась прп. Григорием Синаитом, свт. Григорием Паламой и др. В 1782 г. в Венеции текст «Сотницы» был издан в составе «Добротолюбия» прп. Никодима Святогорца на основании афонских рукописей. «Сотница» была переведена на церковно-славянский язык в Средние века, а вторично ее перевели во второй трети XVIII века в окружении прп. Паисия (Величковского), где это сочинение пользовалось значительной популярностью и легло в основу идеологии старчества.
«Сотница» - своеобразный учебник христианской и монашеской жизни, это энциклопедия аскезы, состоящая из ста глав, и один из важнейших памятников. В книге описывается путь духовного совершенствования. Кроме того, автор пытается предупредить возможность прельщения ложными мыслями и учениями. Блаженный Диадох придерживается учения о невозможности видения Бога по сущности, одновременно опровергает как неоплатоников и антропоморфитов, так и мессалиан. После Диадоха в жанре «Сотницы» писали многие авторы. В «Слове на Вознесение Христово», разделенном на шесть глав, защищается учение о двух природах Христа. Диадох исповедует халкидонское учение о двух природах в единой Ипостаси Слова.