Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Поздюнин В.Л., проф. Энциклопедия судостроения. 2 части. Л.-М., 1935-1938. В издательских переплетах и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Экземпляр инженера-кораблестроителя М.Я.Алферьева с автографами автора на каждом томе.

Автор: Поздюнин В.Л.
Год издания: 1935


Поздюнин В.Л., проф. Энциклопедия судостроения. 2 части. Л.-М.: Главная редакция судостроительной литературы. - Государственное издательство оборонной промышленности, 1935-1938. 21,4 x 14,4 см. В издательских переплетах и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Экземпляр инженера-кораблестроителя М.Я.Алферьева с автографами автора на титульных листах каждого тома. На титуле Ч. I: «Глубокоуважаемому Михаилу Яковлевичу Алферьеву от автора Поздюнин 29/XII 35 г.». На титуле Ч. II: «Глубокоуважаемому Михаилу Яковлевичу Алферьеву от автора Поздюнин 7/III 39 г.».

Ч. 1. Общие сведения о судах. (1935). 266, [2] с., с илл.
Ч. 2. Устройство судов. (1938). 448 с., с илл.

«Энциклопедия судостроения» - классический учебник по базовому предмету для будущих инженеров-судостроителей. Это была первая и единственная специальная дисциплина, которую преподавали в первом семестре первого курса в Ленинградском кораблестроительном институте. Она позволяла показать корабль целостно, как технический комплекс, состоящий из множества самостоятельных систем. Книга давала возможность создать у будущих инженеров взаимосвязи между, казалось бы, не связанными друг с другом предметами и увидеть перспективу развития судостроения. В ней прослеживается тесная связь с германской судостроительной наукой. Все важнейшие термины приводятся на русском и немецком языках. Приводятся новейшие на тот момент данные о мировом судостроении. В иллюстрациях показаны лучшие примеры кораблей ведущих морских держав.

Все результаты изысканий ученого-практика в области теории проектирования судов отражены в книге, которая стала результатом многих лет изучения автором вопросов судостроения. Теория проектирования судов, разработанная В.Л.Поздюниным, объединяющая результаты других дисциплин в области кораблестроения, была основным направлением его научной деятельности. В 1920 г. он занял должность профессора кафедры корабельной архитектуры Политехнического института. Базовыми дисциплинами для учебного курса проектирования он считал «конструкцию судов, теорию корабля, строительную механику корабля, силовые установки и постройку корабля».

В книге затронуты вопросы обеспечения безопасного плавания судов и устройства соответствующего навигационного оборудования, описаны требования к кораблям как к инженерным конструкциям, представлена классификация судов, в том числе военных, по ряду технических признаков. В первой части также обращается внимание на характеристику форм судового корпуса, параметры измерения (скорость, вес судна и т.д.), плавучесть, а также поведение на воде в зависимости от природных и климатических условий. Вторая часть посвящена оборудованию: судоводительному, аварийному, силовым установкам, жилищно-бытовому, маневренному. Кроме того, речь здесь идет о качественных показателях материалов, шедших на строительство кораблей (дерева, цветных металлов, стали, железобетона), а также о теории и практике движения: буксировке, глоссировании, ходе под парусами.

Валентин Львович Поздюнин (1883-1948) - ведущий советский специалист в области кораблестроения и гидромеханики, основатель научной теории проектирования судов и судовых систем, доктор технических наук, профессор Ленинградского кораблестроительного института, академик Академии наук СССР. Один из организаторов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро судостроительной промышленности и Морского флота СССР. Ученый имел авторские свидетельства на «Гребной винт» (1940) и «Судовой движитель вращательного типа» (1942).

В.Л.Поздюнин окончил кораблестроительное отделение С.-Петербургского политехнического института, затем работал на Балтийском судостроительном и механическом заводе. В 1910 г. он окончил Кронштадтское морское инженерное училище и начал педагогическую деятельность в Политехническом институте. Зарождение научных интересов В.Л.Поздюнина относится ко времени его работы в конструкторском бюро Балтийского завода в 1908-1914 г.г., где он был помощником конструктора линейных кораблей. Молодой инженер занимался тогда внедрением средств анализа в определение основных элементов судовых устройств и вспомогательных механизмов кораблей. В первые годы советской власти В.Л.Поздюнин был старшим наблюдающим-инженером Главного управления на Адмиралтейском судостроительном заводе.

Профессор В.Л.Поздюнин стал одним из основателей Ленинградского кораблестроительного института, заведовал в нем кафедрой проектирования судов. В 1929-1930 г.г. он возглавлял Научно-исследовательский институт судостроения и судоремонта Наркомата путей сообщения, а в 1930-1935 г.г. был директором Научно-исследовательского института судостроения «Судоверфь». В 1939 г. В.Л.Поздюнин открыл явление «суперкавитации» и сконструировал оригинальный судовой суперкавитирующий движитель, применяющийся на быстроходных судах.

Автографы адресованы другому выдающемуся инженеру-кораблестроителю, ученику проф. В.Л.Поздюнина - Михаилу Яковлевичу Алферьеву (1901-1983). Он был основоположником строительства катамаранов в СССР, профессором Горьковского института инженеров водного транспорта, доктором технических наук, автором более 160 научных работ по судостроению. В 1950-е г.г. М.Я.Алферьев получил звание мастера спорта и старшего инструктора по альпинизму, хотя еще в Гражданской войне был ранен и контужен. Дважды был награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Знак Почета. Сын приходского священника, после Гражданской войны он начал трудовой путь слесарем-судоремонтником в Ростове-на-Дону. В 1929 г. он с отличием окончил кораблестроительный факультет Ленинградского политехнического института.

После окончания учебы М.Я.Алферьев был принят старшим инженером в конструкторское бюро «Судопроект». С 1934 г. работал в Горьковском институте инженеров водного транспорта, где открыл кафедру «Движители и вспомогательные механизмы», которая затем была преобразована в кафедру теории корабля. В 1937 г. ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук и звание профессора. В октябре 1939 г. М.Я.Алферьев защитил диссертацию на тему «Теория действия гребного колеса с поворотными лопастями» и получил степень доктора наук. В 1948 г. постановлением Совета Министров СССР ему было присвоено звание «Инженер-генерал - директор речного флота III ранга». В 1951 г. М.Я.Алферьев открыл катамаранный эффект. Благодаря его исследованиям в 1960-е г.г. была построена большая серия катамаранов грузоподъемностью 1000 тонн, а также ряд пассажирских скоростных катамаранов, в том числе туристический катамаран «Отдых», способный перевозить от 600 до 1000 пассажиров. После смерти ученого одному из катамаранов было присвоено имя «Профессор Алферьев». Первый том книги был подарен М.Я.Алферьеву, когда тот уже работал в Нижнем Новгороде. Второй том В.Л.Поздюнин подписал адресату уже будучи академиком, звание которого он получил 28 января 1939 г.