|
Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Феодора игумена Студийской обители и исповедника огласительныя поучения и завещание. В русском переводе с греческаго. 2-е издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Калуга, Типо-Литография А.М.Михайлова, 1896. Х, 11-342, VI с., с илл. 24 х 17 см. В переплете эпохи. Очень хорошая сохранность.
В книге представлены составленные Феодором Студитом 95 поучений монахам о том, как достичь в монастыре праведного жития и спастись. Общежительный устав, введенный прп. Феодором в Студийском монастыре, основывался на строгой дисциплине, отказе монахов от собственности и личности, на тотальном повиновении настоятелю и всеобщем труде. В своих поучениях Феодор Студит формулирует основные духовные добродетели монашеской жизни и пути воспитания их в душе - он говорит о страхе Божием, исповедании помыслов, о смирении, о воздаянии на небе за монашескую добродетель, о терпении в недугах, о повиновении настоятелю, о воздержании в пище, о благодарном перенесении скорбей, отвержении уныния, делании духовном и т.д. Прп. Феодор говорил, что монах должен повиноваться настоятелю, как железо кузнецу. Финалом для всех будет Страшный Суд, на котором откроется все, что кто-то когда-то пытался скрыть или утаить, и за все будет воздаяние.
Преподобный Феодор Студит (759-826) - византийский монах, аскет, церковный деятель и писатель. Сын чиновника, родственник св. Романа Сладкопевца, Феодор получил хорошее образование под руководством матери. Под влиянием дяди Платона, игумена монастыря Саккудион, он в 22 года от роду постригся в этом монастыре. Молодая жена его Анна также приняла монашество. Еще при жизни Платона Феодор стал игуменом и прославился как аскет и проповедник. В 795 г. он выступил против незаконного с канонической точки зрения развода и нового брака императора Константина VI, хотя этот брак был одобрен патриархом и возводил на престол родственницу Феодора. Он был подвергнут истязаниям и изгнан, но скоро по смерти Константина вернулся в свою обитель. В 798 г. прп. Феодор переселился со своими учениками в Студийский монастырь, сделавшийся под его руководством центром тогдашнего монашества. Монастырь приобрел громадный вес в церковной жизни, с мнением его настоятеля считались патриарх и император. Феодор дал Студитскому монастырю строгий устав, требовавший полного общежития и личного труда каждого. Феодор выступал против иконоборчества: за организованный крестный ход с иконами Феодор был заключен в темницу и затем сослан. Через два года он был канонизирован, и на соборе 842 г., когда восторжествовали студиты, его имя было прославлено.
Среди современников Феодор пользовался громадным влиянием; завещание его ежегодно читалось во время службы в Студийском монастыре. Для потомства Феодор является одним из главных учителей аскетизма и апологетом иконопочитания. Студийский устав монашеского общежития пришел и в Киевскую Русь, став основой жизни Киево-Печерского монастыря и других знаменитых древних обителей. К нему регулярно возвращались организаторы монашеской жизни на протяжении всей истории Русской православной церкви. Строгий устав общежития способствовал умному деланию; послушание монашеским правилам воспитывало старцев. Устав Студийского монастыря был положен в основу жизни Оптиной, Саровской, Софрониевой, Святогорской пустыней, Дивеевского, Новотихвинского монастырей и других обителей.