|
Прибытие в Москву Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Федоровны 8-го Сентября 1882-го года. М., хромо-литография В.Васильева, 1882. Хромолитографированный лубок в паспарту. Размеры оттиска: 33,7 х 46,8 см. Размеры в паспарту: 51,2 х 62,2 см. Отличная сохранность. Редкость.
На литографии показан отъезд в открытом экипаже императорской четы, императора Александра III и Марии Федоровны, от Николаевского вокзала в Москве после прибытия в Первопрестольную на поезде. Поприветствовать императора и его супругу собрались тысячи москвичей. 8 сентября по старому стилю православной церковью отмечается двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. В экипаже вместе с кучером на переднем сиденье находится офицер личной охраны царя. Служба личной охраны после убийства императора Александра II в 1881 г. была реформирована. К визиту Александра III в Москве на маршруте следования царского кортежа были построены деревянные заграждения вдоль тротуаров. Помимо конной и пешей охраны в форме, действовали и секретные сотрудники в штатском. Они должны были держать под постоянным наблюдением два-три первых ряда публики, окружавшей царя.
На литографии видно здание Николаевского вокзала, построенное в 1844-1849 г.г. по проекту архитекторов К.А.Тона и Р.А.Желязевича. Справа от Николаевского показаны небольшие строения Ярославского вокзала, построенного в 1862 г., замененные в 1907 г. зданием в стиле модерн архитектора Ф.О.Шехтеля. Желтое здание на другой стороне площади, возможно, является старым зданием Рязанского вокзала, построенным в 1862-1864 г.г. По Каланчевской площади перед Николаевским вокзалом проходит линия телеграфной связи. Первая телеграфная станция в Москве появилась как раз на Николаевском вокзале в 1852 г.
8 сентября 1882 г. император Александр III с семьей прибыл в Москву для осмотра XV Всероссийской художественно-промышленной выставки. Выставка проходила с 20 мая по конец сентября в павильонах, построенных на Ходынском поле. Эта выставка стала выдающимся событием российской экономической и культурной жизни того времени. На ней Художественный отдел, попечителем которого был академик М.П.Боткин, стал главным и занимал до половины всей экспозиции. Благодаря усилиям М.П.Боткина, выдающегося коллекционера, художника и мецената, в отделе было представлено лучшее в развитии русского искусства за четверть века. Собственный зал в экспозиции имели мастера Товарищества передвижных выставок. Между прочим, выставка стала триумфом творчества художника А.А.Иванова. Визит царской семьи на выставку состоялся 9 сентября. Здесь, в павильоне экспозиции Художественного отдела, в разговоре с М.П.Боткиным царь впервые согласился с идеей создания в С.-Петербурге Русского музея. На выставке также выставлялась и картина В.Г.Перова «Никита Пустосвят», напоминавшая о голосе народа в лице старообрядцев. В процессе выставки была возможность ее покупки императором для будущего Русского музея.