|
Псалтырь с восследованием. Б.м., б.г. [Старообрядческая типография до 1905 г.] Перепечатка с издания Московского печатного двора 01.10.1651. (Зернова, 235). 2о. *а4 - *з4, а4 - v4, аа4 - оо4, пп3, о*2, рр4 - vv4, ааа4 - ррр4, ссс5, ттт4 - vvv4, аааа4 - vvvv4, ааааа2, ббббб2 = л.: 1-36, 1 - 227, 228(1), 228(2), 229 - 393, 394(1), 394(2), 395 - 644 = 682 л. 31,6 х 20,1 см. Пасхалия на 532 года с 6917 по 7448 гг. (1409 до 1940 гг.). Набор: 25 строк с колонтитулом. Шрифт: 10 строк = 87 мм. Гравюра: царь Давид л. 2 об. (2-го сч.) Отпечатана на церковно-славянском языке на плотной бумаге без вержеров и понтюзо. Заставки, инициалы, рамки на полях в старопечатном стиле выполнены в технике ксилографии. Печать в две краски. Сигнатуры в центре нижнего поля первых двух листов тетради кириллическими буквами по принципу: *а, *а2, *б, *б2, ... а, а2, б, б2 ..., аа, аа2, бб, бб2 ...; сбой в сигнатуре: ссс, [1] л., ссс2, [2] л. Фолиация в правом нижнем углу лицевой стороны листа кириллической цифирью.
В издательском переплете, доски в коже со сплошным блинтовым тиснением на крышках и корешке в стиле московских переплетов XVII века, ромбовидный средник растительного орнамента, литые застежки и спеньки желтого металла с глазковым орнаментом. Тройной обрез с чеканом.
Хорошая сохранность. Небольшая реставрация вдоль полей нескольких листов (л. 89, 168, 265), л. 212 - вдоль правого поля подклеен вержированной бумагой; утраты небольших фрагментов на полях и в тексте, в том числе отдельных букв, и разрывы л. 180, 181 реставрированы желтоватой и белой бумагой, буквы восстановлены орешковыми чернилами полууставом, копирующим шрифт, на л. 187-188 подклеен правый нижний угол - Начало третьего часа; на единичных листах заклеены надрывы полей. На поле наклеены на воск бумажные закладки и закладки из засушенных листьев деревьев к Уставу «всем хотящим пети Псалтырь» (л. 148 (2-го сч.)) и др. Видны жирные пятна, редкие капли воска на полях, небольшие загрязнения правых нижних углов. На л. 17 (1-го сч.) на правом поле печать «Библиотека Толгского монастыря Инв. № 000976». Единичные читательские пометы на полях простым карандашом.
Старообрядческое издание не содержит выходных данных, поскольку было напечатано до 1905 г. В 1905 г. началась Первая русская революция и вышел ряд законов о свободе слова, печати, вероисповедания и т.д., закрепленных в Манифесте 17 октября. После этого старообрядческие типографии смогли печатать книги законно и в них стали помещаться выходные данные. Псалтырь с восследованием использовалась практически каждый день в богослужебном быту и поэтому экземпляры ее зачитывались и чаще всего погибали.
На Московском печатном дворе издание печаталось в период с 28 ноября 1650 по 1 октября 1651 г. при царе Алексее Михайловиче и патриархе Иосифе. Старообрядцы особенно ценили и считали авторитетными печатные издания, вышедшие до Никоновской церковной реформы, начавшейся в 1652 г. и породившей раскол церкви. Особенно часто перепечатывались книги времен партиаршества Иосифа. Печаталась книга в Деревянных хоромах на 4-х станах. В то время книги имели в большинстве своем стандартный тираж 1200 экземпляров, и Псалтырь с восследованием не была исключением. Себестоимость экземпляра составила 1 руб. 6 алт. 2 ден.; продавались же 1185 «продажных» экземпляров в типографской лавке по 2 руб. 2 ден.
Псалтырь с восследованием, или Псалтырь следованная включает в себя псалмы, разделенные на 20 кафизм, Устав, как петь Псалтырь в течение года, Часословец, Последование церковного пения по месяцам года, каноны, тропари, последования праздникам, важнейшие молитвы, песнопения и другие тексты, а также приложения, в том числе Пасхалию зрячую и Лунник. Псалтырь послужила первоисточником большей части молитв суточного круга, вместе с которыми, а также с Часословом, стала известна под названием «Следованной Псалтыри». Тексты псалмов используются практически во всех богослужениях также и годового цикла. Поэтому Псалтырь сохраняет значение важнейшего литургического текста.
В 1545 г. Псалтырь следованная была издана впервые в Сербии и с тех пор стала одной из наиболее востребованных славянских литургических книг. Постепенно в нее входили новые добавления, позволившие сосредоточить в одной книге все необходимые тексты для обиходного богослужения на год. На Московском печатном дворе в 1630-х - начале 1650-х г.г. Псалтырь с восследованием выходила раз в два-три года. Издания могут отличаться между собой по составу текстов последований.