Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах. Художественно-иллюстрированное юбилейное издание под покровительством 1-го Дамского Художественного Кружка. Спб., 1899. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Пушкин А.С.
Год издания: 1899


Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах. Художественно-иллюстрированное юбилейное издание под покровительством 1-го Дамскаго Художественнаго Кружка. Спб., типо-литография К.Пентковскаго, 1899. [10], II, 312, [4] с.; 10 л. илл. 18,9 х 8,5 см. Тираж: 3000 экземпляров (25 экземпляров на китайской бумаге, нумерованных с № 25 по № 50, 25 экземпляров на японской бумаге, нумерованных с № 1 по № 25). Экземпляр на слоновой бумаге. Карманное библиофильское издание, выпущенное к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Украшено изящными сюжетными заставками, концовками и иллюстрациями в тексте, оригиналы которых были выполнены в технике акварели. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Карманные и миниатюрные издания стали популярны в конце XIX - начале ХХ в.в. Они были заметным фактом книжной культуры эпохи модерна. Такие книжки печатались небольшими тиражами для ценителей и свидетельствовали, в первую очередь, о высоком уровне их издателей, которые таким образом позиционировали себя и круг почитателей своей продукции. Большую сложность при издании этих книг представляло изготовление мелких, но при этом изящных и четких шрифтовых гарнитур, дорогих и редко применимых, и использование особого печатного оборудования. Подобные издания стали отдельным направлением коллекционирования. В настоящее время их экземпляры довольно редки.

Карманное издание «Евгения Онегина» было издано Первым Дамским художественным кружком к 100-летнему юбилею А.С.Пушкина. Кружок был основан в Санкт-Петербурге в 1882 г. по инициативе княгини А.А.Имеретинской и художницы-пейзажистки Пелагеи Петровны Куриар (в девичестве - Вохиной, 1848-1898), ученицы Л.Ф.Лагорио. Целью общества было: «способствовать развитию искусства в различных его проявлениях, а также оказывать вспомоществование нуждающимся художникам и их семействам». Общество устраивало художественные вечера, на которых все организаторы и гости занимались любимыми видами искусств, организовывало выставки и издавало изящные художественно оформленные книги. Вырученные средства шли в кассу общества, а 5 % от продаж произведений - в благотворительный фонд. Среди благотворительных мероприятий были как прямые пожертвования художникам и их семьям, так и стипендии для начинающих живописную карьеру, открытие благотворительных студий и мастерских художественного ремесла, обучение желающих рисовать у лучших русских художников. Ежегодные выставки-продажи были приурочены к Пасхе. Их посещали члены Императорской семьи, которые ежегодно жертвовали немалые средства на деятельность кружка. В 1899 г. капитал Кружка составлял 11 тысяч рублей.

Среди членов-учредителей Общества были женщины-художницы из творческих и аристократических семей: Е.Н.Бенуа (Лансере), М.К.Бенуа, Е.К.Врангель, А.П.Вохина, М.Д.Гагарина, О.Д.Голицына, В.Н.Корсакова, П.П.Куриар, А.Н.Мусина-Пушкина, М.В.Ростовцева, О.А.Толстая и др. (всего 25 человек). С 1884 г. еженедельные собрания Кружка проходили по средам в Михайловском дворце, а с 1894 г. - в помещении Императорского общества поощрения художеств. С 1894 г. председателем Кружка стала А.В.Сабанеева.

В 1895-1896 г.г. в Кружке было 13 почетных членов. Среди них: художники И.К.Айвазовский, Е.М.Бем, Л.Ф.Лагорио, В.А.Бобров; великий князь Владимир Александрович, великая княгиня Елизавета Федоровна, великая княгиня Ксения Александровна, великая княгиня Мария Павловна, принцесса Е.М.Ольденбургская, А.А.Орлов, И.И.Паскевич, Е.А.Сабанеев. А действительных членов было 95. В том числе художники: Альб.Н.Бенуа, Ю.Н.Бразоль, В.П.Верещагин, Л.Е.Дмитриев-Кавказский, А.И.Мещерский, В.Д.Орловский, И.Е.Репин, Е.П.Самокиш-Судковская, С.С.Соломко, М.К.Тенишева, И.И.Шишкин и др.

Юбилейное издание «Евгения Онегина» выходило в трех вариантах: на слоновой бумаге и 50 нумерованных экземпляров - на японской и китайской бумагах. Нумерованные экземпляры предназначались для членов-учредителей Кружка и для почетных членов - представителей правящего дома и аристократических родов. Книжка была ориентирована на круг художников и ценителей изящных иллюстраций.

Иллюстрации для этого издания были исполнены художницами - членами Кружка: В.Ф.Граве, А.К.Филиппеус, М.А.Бруни, баронесса Е.К.Врангель, А.Г.Гирш, Э.Н.Досс, С.И.Крамская, В.А.Лорис-Меликова, баронесса М.И. фон-дер Пален и др. Портрет А.С.Пушкина на фронтисписе - по рисунку Т.Райта. По ряду параметров издание было уникальным, например, иллюстрации на страницах в ряде случаев становятся частично фоном для текста или исполняют роль орнаментальной рамки на странице, что было технически сложно осуществить. Также некоторые клише были очень миниатюрными. Их создание требовало кропотливой работы, что затянуло выход издания. Внимания заслуживают и шрифты. Только типография высокого уровня могла выполнить подобный заказ. Выпуск такого издания для типографии был свидетельством широты технических возможностей и высокого коммерческого статуса.

В издании текст романа был дополнен IX главой, не вошедшей в авторскую публикацию, а также строфами из других глав, исключенными А.С.Пушкиным из романа. Они помещены в конце книги после основного текста. IX глава публикуется по списку академика А.Ф.Бычкова, напечатанному впервые в 1888 г.