Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Пути кино: Первое Всесоюзное партийное совещание по кинематографии. М.-Л., 1929. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1929


Пути кино: Первое Всесоюзное партийное совещание по кинематографии. Под редакцией Б.С.Ольхового. [М.-Л.]: Теа-кино-печать, 1929. 466 с. 22,4 х 14,7 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

В книге опубликованы стенограммы выступлений на Первом Всесоюзном партийном совещании по кинематографии при ЦК ВКП(б), прошедшем 15-21 марта 1928 г. В то время советскому кино исполнилось пять лет и оно развивалось невероятными темпами. В кино успешно работали С.Эйзенштейн, В.Пудовкин, А.Роом, Д.Вертов, Ф.Эрмлер и др. Совещание стало судьбоносным и должно было определить развитие «самого важного из всех искусств» на годы вперед. В книге на большом числе фактов представлено горячее обсуждение насущных проблем кинематографа, в котором показан широкий контекст того времени, в том числе экономика молодой киноиндустрии. Помещены доклады А.И.Криницкого «Итоги строительства кино в СССР и задачи советской кинематографии», председателя «Совкино» К.М.Шведчикова «Организационные и хозяйственные вопросы советской кинематографии», В.Н.Мещерякова «Кино в деревне», К.А.Мальцева и Н.И.Смирнова «Общественность, печать и кино».

Книгу открывает вступительное слово крупного партийного деятеля С.В.Косиора. С 1928 г. он был Генеральным секретарем Компартии Украины и привлек к совещанию, кроме непосредственно деятелей театра и кино, ряд своих сподвижников и людей, которым доверял. Он подчеркивает колоссальный интерес в обществе к проводимому совещанию, поскольку кино стало самым массовым средством пропаганды. Совещанию предшествовала долгая дискуссия, участники которой считали поворотным настоящий этап развития отечественного кино. Киноиндустрия должна была стать в высшей степени прибыльным делом. Для этого надо было сделать кино максимально массовым и дешевым видом искусства, который доходил бы до всех средних и небольших населенных пунктов страны. Другой важной задачей было превратить кино в художественное средство политической агитации, основной способ распространения идей строительства социализма и культурной революции, а также значительно повысить темпы развития отрасли. То есть параллельно решались вопросы о содержании кино и его экономике.

Заведующий Отделом агитации, пропаганды и печати ЦК ВКП(б) А.И.Криницкий приводит показатели советского кино за 1928 г. В коммерческом плане он призывал ориентироваться на успехи США и Германии. В США киноиндустрия по доходности за короткое время встала в один ряд с металлургией и автопромом. Докладчик сравнивает кинопродукцию лидирующих капиталистических стран и СССР. Показан советский кинорынок на излете НЭПа, на котором доля зарубежных кинокартин составляла от 30 до 50 %. 

Автор касается многих дискуссионных моментов, в том числе культурного назначения кинематографа, создания документальных и научно-популярных картин. Подчеркивается большая роль национальных республиканских киноорганизаций. Приводятся материалы соцопросов потребителей кинопродукции, в которых был виден перевес в пользу американского остросюжетного и трюкового кино. А.И.Криницкий говорит о проблеме «занимательности» в контексте кино как художественного произведения и о художественной форме, «понятной миллионам». Одной из центральных задач становится привлечение в кинематограф молодых режиссеров, сценаристов, операторов и их профессиональная подготовка. Большое внимание А.И.Криницкий уделил экономике советского кино и способам сделать его сверхприбыльной индустрией. Эта задача включала в себя открытие кинотеатров по всей стране, обеспечение их оборудованием, политику международной торговли кинолентами. 

В прениях по докладам участвовали многие крупные партийные деятели, работавшие в структурах Госплана и Агитпропа: Г.Шуб, М.Рафес, А.А.Цехер, Ф.Эрмлер. Среди них были значимые деятели театра и кино: писатель и сценарист, один из секретарей РАППа В.М.Киршон, его пьесу «Ржавчина» в 1929 г. поставили на Бродвее, и она имела успех; литературный критик Л.Л.Авербах и др.