Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Пятницкая церковь в Сергиевском Посаде. М., 1889. Хромолитография в паспарту. Худ. Н.А.Мартынов. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Мартынов Н.А.
Год издания: 1889


Пятницкая церковь в Сергиевском Посаде. М., 1889. Хромолитография в паспарту. Худ. Н.А.Мартынов. Размеры оттиска: 30 х 22 см. Размеры в паспарту: 48,5 х 37,5 см. Отличная сохранность. Редкость.

Церковь Параскевы Пятницы на Подоле - одна из самых древних церквей Сергиева Посада, расположенная на склоне холма у самых стен Троицкого монастыря. Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь с приделом мученицы Параскевы, построенная, вероятно, еще в XV веке и служившая приходским храмом для селившихся здесь монастырских слуг - чиновников, управлявших обширным вотчинным хозяйством монастыря. Позже на Подоле возник мужской монастырь, занимавший зависимое положение от обители преподобного Сергия. В 1547 г. на средства Троицкого монастыря и «христолюбцев» (добровольных жертвователей) была сооружена Пятницкая церковь.

Во время осады Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 г.г. войсками Лжедмитрия II церковь сильно пострадала. Однако имеется уникальное свидетельство патриарха Филарета от 1621 г., согласно которому к этому времени она была уже полностью восстановлена. С Великого поста 1679 г. Пятницкая церковь стала приходским храмом Нижней Служней слободы. Тогда же, по-видимому, была поставлена новая, ныне существующая Пятницкая церковь.

В 1928 г. церковь Параскевы Пятницы на Подоле была закрыта, а ее помещение передано городским властям под хозяйственные нужды. В 1930-е г.г. обсуждался вопрос о сносе храма, но, к счастью, решение не было принято. Здание церкви пришло в крайне запущенное состояние. Лишь в 1960-х г.г., когда церковь была передана Загорскому музею-заповеднику, в ней начались исследовательские и реставрационные работы. В 1991 г. Загорский музей передал церковь Троице-Сергиевой Лавре.

Литография создана по рисунку Н.А.Мартынова для серии «Подмосковная старина», выпущенной в 1889 г. его братом А.А.Мартыновым (1818-1903) - специалистом по истории и архитектуре Москвы. Издание содержало материалы о местоположении и истории многих подмосковных сел, особое внимание было уделено описанию памятников церковной и гражданской архитектуры. Для него Н.А.Мартыновым была создана серия из 25 рисунков, изданных известной С.-Петербургской хромолитографией Штадлер и Паттинот.

Николай Александрович Мартынов (1822-1895) - русский архитектор, художник. Окончил Московский Константиновский межевой институт (1839). Интересовался и изучал памятники архитектуры русской древности. В 1872 г. был назначен членом-корреспондентом Московского археологического общества. Изучал и воспроизводил в качестве художника архитектурные памятники Москвы.