|
Рождество Христово: Служба на праздник Рождества, еже по плоти, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с приложением минейных сказаний, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. М., Синодальная Типография, 1900. 224 с.; 1 л. илл. 23,6 х 16 см. Текст в литографированных рамках, на русском и церковнославянском языках (Служба на Рождество), набран кириллическим и гражданским шрифтами. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.
Самый полный сборник служебных и четьих текстов, связанных с праздником Рождества Христова, изданный Московской Синодальной типографией. В нем основное место занимает Служба на Рождество Христово, публикуемая на церковно-славянском языке. К этой службе сделан подробный историко-богословский комментарий, что делает все тонкости службы понятными. Представлено Евангельское повествование о Рождестве Иисуса Христа, Сказание о Рождестве и Слово на Рождество из Четьих миней. Также из Четьих миней приводится текст Сказания о бегстве прсв. Богородицы с младенцем в Египет и Память свв. Младенец, в Вифлееме от Ирода избиенных. Приводятся слова и сочинения Отцов Церкви и богословов на Рождество Христово. Среди них: Слово св. Григория Богослова «Христос рождается, славите!», Иеронима - «Царство мира на земле», беседа Иннокентия, архиепископа Херсонского «Поклонение волхвов», слово митрополита Московского Филарета «Прейдем до Вифлеема», слово митрополита Московского Макария «С нами Бог!».
На Западе день Рождества Иисуса Христа 25 декабря стали праздновать во времена Климента Александрийского (конец II - начало III в.в.) параллельно с празднованием Богоявления 6 января. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века. Первое свидетельство того, что Рождество Христово на Западе было привязано к 25 декабря, отражено в Хронографе 354 г., то есть относительно поздно. Это наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учрежденным в пику римскому языческому празднику в честь рождения непобедимого Солнца, установленному в 274 г. императором Аврелианом. Римляне связывали этот праздник с зимним солнцестоянием и началом удлиннения светлого времени суток. Но нельзя исключать и обратную связь - учреждение языческого праздника в ответ на христианский. На Востоке отдельный праздник в честь Рождества Христова, празднуемый 25 декабря, появился в последней четверти IV века, а в Палестине лишь после указа императора Юстиниана I (560-561 г.г.). Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская, Украинская православные церкви, Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что в XX-XXI в.в. соответствует 7 января по григорианскому календарю.
В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Ему предшествует 40-дневный Рождественский пост, неделя праотцев, неделя отцев, особая суббота перед Рождеством, предпразднество и Рождественский Сочельник, а продолжается Рождество попразднеством и святками. В церковных песнопениях присутствуют славословия Бога ангелами и пастырями, поклонение волхвов, пришедших с подарками к Иисусу Христу. Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения - в Типиконе.
Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав Всенощного бдения накануне праздника входит Великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни. Русская православная церковь с 1814 г. в самый день Рождества празднует также и воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык.