Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Русский художественный фарфор: Сборник статей о Государственном фарфоровом заводе. Под ред. Э.Ф.Голлербаха и М.В.Фармаковского. Л., 1924. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.

Автор: Под ред. Э.Ф.Голлербаха и М.В.Фармаковского
Год издания: 1924


Русский художественный фарфор: Сборник статей о Государственном фарфоровом заводе. Под редакцией Э.Ф.Голлербаха и М.В.Фармаковского. Л.: Государственное издательство, 1924. 162, [6] с.; с илл. в тексте и 32 илл. на отдельных листах. 28,8 х 21,3 см. Тираж 2000 экз. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.

В книге представлены статьи и очерки об истории и художественных особенностях фарфора старейшего и самого авторитетного фарфорового завода России. Он существовал с 1744 г. и до Октябрьской революции назывался Императорским фарфоровым заводом, его продукция выпускалась мастерами-художниками, работа велась на заказ - для российских монархов и членов их семей, а также высокопоставленных государственных деятелей. После революции предприятие было переименовано в Государственный фарфоровый завод, а в 1925 г. - в Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова (ЛФЗ) и сохранило свое исключительное положение в искусстве изготовления и росписи фарфора. Кроме того, в первые годы советской власти завод продолжал сохранять большую самостоятельность в управлении и творчестве, а также коммерческое значение, что было весьма неординарно для эпохи Военного коммунизма.

В настоящем издании рассказывается преимущественно о продукции завода в первые послереволюционные годы (1919-1923). На заводе еще оставались прежние мастера высочайшего класса, принадлежавшие старой школе, а их опыт был дополнен талантом и новыми представлениями об искусстве молодых художников. Они смогли сохранить свою корпоративную замкнутость и дух творчества, несвойственный рабочим массовых производств. Полностью поменялись темы росписей, сюжеты посуды и скульптуры из фарфора. В них отразились революционные перемены и новые реалии советской власти, что получило выражение в сериях агитационного фарфора, выполненных в стилях авангарда и кубо-футуризма. Каждое произведение мастеров ЛФЗ было уникально и неповторимо. Новые темы и стили живописи, а также потребность советского государства в пропаганде своих идей в России и за границей спровоцировали яркий всплеск развития искусства фарфора. Произведения именно этого периода пользуются наибольшим вниманием среди современных искусствоведов и ценителей.

Возглавлял художественную часть работы завода в это время выдающийся художник С.В.Чехонин, создавший свой неповторимый, всегда узнаваемый стиль. Необычайно яркий след в искусстве русского фарфора оставили скульптор Н.Я.Данько и художница Е.Я.Данько.

Преемственность технических и художественных традиций рассмотрена в очерке Э.Голлербаха, посвященном обзору истории завода до 1917 г. Представлены описания техники производства, исследованы сюжеты живописи и скульптуры из фарфора. Воспроизведены наиболее яркие произведения как из музейного собрания ЛФЗ, так и из его продукции начала 1920-х г.г.

Книга имела и справочное значение. В ней приведены списки художников завода, скульптурных произведений 1914-1922 г.г., а также варианты марок фарфора. Кроме Э.Голлербаха, среди авторов сборника - директор завода П.Фрикен, Т.Портен, С.Чехонин, М.Фармаковский, М.Егорова-Катлубай. Издание отпечатано на качественной бумаге и богато иллюстрировано, иллюстрации на отдельных листах имеют как черно-белое, так и цветное исполнение.