|
Русско-Японская война: Героическое отражение русскими японской эскадры и потопление японских пароходов. [Художник] В.Гришмянюк. Собственность издания Т.А.Губанова. Киев, Литографическое Акционерное Общество Н.Т.Корчак-Новицкаго, [1904]. Цензурное дозволение: «Киев, 23 Февраля 1904 года». Военный лубок в паспарту, выполненный в технике хромолитографии. Размеры оттиска: 35,7 х 52,8 см. Размеры в паспарту: 57 х 70 см. Один из первых плакатов-лубков, напечатанных в самом начале русско-японской войны. Очень хорошая сохранность. Редкость.
Под изображением текст: «Телеграмма наместника Дальнего Востока Его Императорскому Величеству от 13 февраля: Всеподданнейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что днем 11 февраля под Порт-Артуром держались 17 неприятельских кораблей, 12 миноносцев и пароходы, не подходя, однако, к выстрелам. В этот день выходили на море крейсеры «Баян», «Аскольд» и «Новик», с последним вернулись в Порт-Артур наши миноносцы с Голубиной бухты, причем на «Новик» повернули два японских крейсера, но остались далеко позади. Вечером крейсера вышли в море и вошли в гавань. Ночью 12 февраля вышли в море наши миноносцы. Ночью на рейде снова появились японские миноносцы, по которым стреляли «Ретвизан» и батареи. Батарея № 18 доносит, что потопили один неприятельский миноносец. В 9 часов утра на горизонте виднелась японская эскадра в числе 14 судов. На потопленных после ночной атаки 11 февраля неприятельских пароходах найдены карты Порт-Артура, Адамса и Желтаго моря. На одном из пароходов, который горел, обнаружены проводники и батареи; проводники обрезаны портовым минером. Пожар потушен».
На литографии изображено одно из первых морских боевых столкновений русско-японской войны. Японцы ночью 12 февраля атаковали русские корабли на рейде Порт-Артура. На литографии видны эскадренный броненосец «Ретвизан», броненосцы «Новик» и «Баян», три японских корабля, два из которых подбиты и дали сильный крен, и два небольших судна. Вдали движется японская эскадра. Береговая батарея Порт-Артура ведет массированный огонь по японским кораблям из семи орудий.
«Ретвизан», «Баян» и «Новик» были в числе лучших российских броненосных крейсеров и главных боевых единиц 1-й Тихоокеанской эскадры. На «Новике» держал свой флаг командующий эскадрой адмирал С.О.Макаров во время выхода на выручку окруженного японскими кораблями миноносца «Стерегущий».
Россия объявила войну Японии 18 января 1904 г. Ночью 27 января японские корабли впервые атаковали русские крейсера на рейде в бухте Порт-Артура. Бронепалубный крейсер «Аскольд» был главной боевой силой русской 1-й Тихоокеанской эскадры. Он был построен на германских верфях в 1899-1901 г.г. Это был единственный крейсер с пятью трубами в русском военно-морском флоте. Крейсера «Аскольд» и «Новик» развивали наибольшую скорость в 23,5 и 25 узлов соответственно. Артиллерийская команда «Аскольда» отличалась значительной меткостью стрельбы.
«Ретвизан» был построен на верфи в Филадельфии в 1899-1901 г.г. и имел своим прототипом русский броненосец «Пересвет». Он получил самую лучшую броневую защиту и огневую мощь среди русских крейсеров, считался лучшим русским крейсером времен русско-японской войны и рассматривался в качестве флагмана эскадры. «Ретвизан» был поврежден уже в первом бою 27 января японской торпедой и застрял на мели на рейде Порт-Артура. Броненосцем командовал капитан 1-го ранга Э.Н.Щенснович. Корабль стал выполнять роль плавучей крепости, пока не был отремонтирован в мае 1904 г.
Хромолитографированные лубки времен русско-японской войны печатались в семь красок и украшали практически каждую крестьянскую или мещанскую избу. В продаже они стоили по 2 и по 4 копейки за лист. В Киеве было всего два издательства, специализировавшихся на лубках: Т.А.Губанов (печатал преимущественно в хромолитографии И.И.Чоколова) и «Акционерное общество Н.Т.Корчак-Новицкого». Печать военных лубков осуществлялась, преимущественно, в С.-Петербурге и Москве, а также в Ростове-на-Дону.
В это время впервые в истории русской народной картинки лубок начинает срастаться с плакатом, становясь новой формой распространения информации и агитации. На начальном этапе русско-японской войны, когда не произошло еще крупных поражений, эти яркие цветные картинки способствовали созданию благожелательного общественного мнения о войне. Они формировали образ героя (русского солдата) и образ врага (коварного японца, который обязательно поплатится за свое вероломство). Пока дела на фронте шли хорошо и сохранялась вера в благоприятный исход войны, лубки выпускались массово и были очень популярны в народе.