![]() |
|
Саратовская ГЭС. Балаково, 1960-1968: Альбом фотографий. 88 снимков на 20 листах. В переплете эпохи. 20 х 30 см. Очень хорошая сохранность. На внутренней стороне передней крышки дарственная надпись: «Канаеву Г.Г. участнику строительства Саратовской ГЭС» и подписи дарителей. Под снимками наклеены отпечатанные на пишущей машинке пояснительные тексты.
Саратовская гидроэлектростанция расположена на реке Волге в Саратовской области, в городе Балаково. Она входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь седьмой ступенью каскада ГЭС на Волге, и отличается нестандартной конструкцией - отсутствием водосбросной плотины, самым длинным в России машинным залом, имеющим к тому же разборную кровлю. На Саратовской ГЭС установлены 24 гидроагрегата (самое большое количество среди гидроэлектростанций России) трех разных типоразмеров, которые являются крупнейшими по размерам в своем классе в России. Помимо выработки электроэнергии, Саратовская ГЭС обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, орошение засушливых земель. Выше нее расположена Жигулевская ГЭС, ниже - Волжская ГЭС, последняя ступень каскада ГЭС на Волге.
Изыскательские работы в месте расположения Саратовской ГЭС начались в 1953 г. В 1955 г. институтом «Гидропроект» был создан проект станции вполне традиционной конструкции, с отдельно расположенными водосбросной плотиной и зданием ГЭС. Строительство Саратовской ГЭС было санкционировано Постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1956 г. Первые строители прибыли на стройплощадку еще в феврале 1956 г., в том же году было организовано строительное управление «Саратовгэсстрой», начались подготовительные работы по строительству станции - возведение жилья, дорог, базы строительства. Уже в июле 1956 г. с возведения перемычек котлована начались работы на основных сооружениях.
В 1957 г. на строительстве был выполнен ряд важных работ подготовительного этапа: построена линия электропередачи, обеспечившая стройку электроэнергией с Куйбышевской ГЭС, железная дорога Балаково - Пугачевск, первые жилые дома для строителей станции. Однако в 1959 г. строительство станции было приостановлено, а судьба объекта «повисла на волоске» - в 1958 г. Н.С.Хрущев, выступая на открытии Жигулевской ГЭС, подверг резкой критике сроки и стоимость строительства гидроэлектростанций в стране, приведя в пример Саратовскую ГЭС. На стройку прибыла комиссия из Москвы с очень широкими полномочиями, вплоть до закрытия проекта. Станцию удалось отстоять с большим трудом.
До 1964 г. строительство Саратовской ГЭС велось очень низкими темпами. Лишь в этом году на строительстве начались масштабные бетонные работы. Весной 1965 г. было начато возведение здания ГЭС, а само строительство было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В 1966 г. был начат монтаж гидротурбин. 14 октября 1967 г. был затоплен котлован здания ГЭС, а 2 ноября состоялось перекрытие Волги. 27 декабря 1967 г. были пущены первые два гидроагрегата Саратовской ГЭС, затем до конца года заработали еще две машины. В апреле 1968 г. через судоходные шлюзы было пропущено первое судно. Акт о приемке ГЭС в постоянную эксплуатацию был подписан Государственной комиссией 26 ноября 1971 г., на чем строительство станции было официально завершено.