Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сборная СССР против сборной Чехии. Фотограф С.Гурарий. [Москва, начало 1970-х г.г.]. Триптих из оригинальных снимков, составленных встык, авторский монтаж. В паспарту и в раме. Отличная сохранность. Снимки представляют историческую ценность. Редкость.

Автор: Гурарий С.М.
Год издания: 1970


Сборная СССР против сборной Чехии. Фотограф С.Гурарий. [Москва, начало 1970-х г.г.]. Триптих из оригинальных снимков, составленных встык, авторский монтаж. В современном паспарту и раме. Размеры снимка: 18 х ок. 30 см. Размеры триптиха: 18 х 88,5 см. Размеры в раме: 39,7 х 110,7 см. На обороте среднего снимка печать фотографа: «С.Гурарий фотокорреспондент газеты “Труд”». Отличная сохранность. Снимки представляют историческую ценность. Редкость.

На снимках представлена одна из игр сборных СССР и Чехии, проведенных в начале 1970-х г.г. в Москве. В то время противостояние этих сборных было особенно ожесточенным и принципиальным. Сборная Чехии после печально известной Пражской весны 1969 г., когда Советский Союз ввел войска в Чехословакию и танками подавил восстание, объявила «ледовую войну» советской сборной. Эта борьба была настолько яростной, что современники неслучайно сравнивали клюшки в руках чехов с автоматами или винтовками.

Правый и левый снимки, видимо, часть одного нападения на ворота чехов. Вот на правом кадре нападает 10-й номер сборной СССР, легендарный форвард Александр Мальцев. Ему пытается помешать клюшкой чех с номером 12 на рукаве. А на левой фотографии запечатлен острый момент у чешских ворот. Возможно, гол уже забит, возможно, идет жестокая борьба. В воротах в оборонительной позе полулежит чешский вратарь Иржи Голечек (2-й номер). Его прозвали «Факир» за особую акробатическую манеру игры. От ворот двигается чешский защитник (№ 3-й), на него идет один из наших игроков под № 9, видимо В.Шадрин. А А.Мальцев замахивается яростно клюшкой на кого-то из чехов, возможно, все на того же 12-го номера, который так грубо подсек его. Чех полон решимости отразить этот удар. На снимке посередине показаны VIP-зрители на трибуне. Они взволнованы и напряжены. Все их внимание сосредоточено на игре. Здесь комментаторы и спортивные функционеры, иностранные дипломаты, государственные и военные чиновники, ученые. Снимки очень хорошо передают накал страстей на льду и динамику игры, но за этой спортивной борьбой прочитывается и борьба политическая.

А.Н.Мальцев был одним из самых феноменальных форвардов советской сборной. Ее тренер А.Тарасов называл своего игрока «Есениным советского хоккея» - за свободу импровизаций.

Снимки сделаны в ту эпоху, когда советская сборная была на пике славы. Ей не было в мире равных. Чешская сборная - одна из тех немногих команд, которые могли дать достойный отпор натиску «Красной машины» А.Тарасова. Так, если А.Мальцев был дважды олимпийским чемпионом и девять раз чемпионом мира, то И.Голечек - лучшим хоккеистом Чехословакии, на пяти чемпионатах мира он становился лучшим вратарем, что являлось рекордом, трижды был чемпионом мира.

Соперничество сборных выходило за рамки только спортивного. Об этом ярко свидетельствует инцидент, произошедший на Олимпийских играх 1972 г. в Саппоро. Из-за него А.Тарасов и А.Чернышев лишились своих тренерских постов в сборной страны. Тренеры отказались выполнять указание политического руководства СССР. От сборной требовалось сыграть с чехословаками вничью, чтобы команда социалистической страны заняла второе место в хоккейном турнире. Но счет оказался 5:2 в пользу СССР. Второе место заняли американцы, и тренеров отстранили от работы.

Самарий Михайлович Гурарий (1916-1998) - один из самых ярких фоторепортеров советской эпохи, заслуженный работник культуры РСФСР. В 14 лет он уже начал снимать, в 18 учился репортажному снимку в отделе иллюстрации газеты «Известия». В 1940-е г.г. он, являясь фронтовым фотокорреспондентом, снимал важнейшие политические события мирового уровня: Ялтинскую и Потсдамскую конференции, Парад Победы в Москве 24 июня 1945 г., советских вождей, в 1960-е г.г. - Ю.А.Гагарина. С 1956 г. работал в редакции газеты «Труд». С.М.Гурарий легко находил подход к своим моделям, молниеносно ориентировался, выбирая нужную точку, из которой событие на снимке приобретало экспрессию и динамизм. Лучше других он умел наиболее выигрышно показывать главных персонажей своих снимков: И.В.Сталина, Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева. Снимкам С.М.Гурария отдавали предпочтение как в высшей партийной среде, так и в ведущих советских газетах и журналах.