|
Щапов А. Русский раскол старообрядства, разсматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII: Опыт историческаго изследования о причинах происхождения и распространения русскаго раскола. [Издание второе, без перемены]. Казань, издание книгопродавца Ивана Дубровина, 1859. [4], III, 4-547, [2], VIII c. 23,3 x 15,3 см. Тираж менее 500 экз. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.
Библиография: Н.Б., 683; Минцлов С.Р., 1267; Международная книга, 52-868-870.
Афанасий Прокопьевич Щапов (1831-1876) - российский историк и этнограф, сторонник социо-естественного подхода в изучении истории России, идеолог «областничества». Происходил из бедной семьи сельского дьячка из Сибири, за успехи в учебе был направлен в Казанскую духовную академию. С 1856 г. А.П.Щапов читал в Академии лекции по истории русской церкви. В 1860 г. он стал профессором на кафедре русской истории, но в следующем году был уволен за поддержку выступления студентов по поводу подавления крестьянских волнений в селе Бездна. По пути в С.-Петербург был арестован, после чего написал два письма Александру II с программой реформ. По решению Синода он должен был отбывать ссылку в Соловецком монастыре, однако благодаря заступничеству широких кругов интеллигенции это наказание было отменено. А.П.Щапов поступил на работу в Министерство внутренних дел чиновником по раскольничьим делам. Вскоре он уволился со службы и стал профессиональным литератором. Пребывал под полицейским надзором, а в 1864 г. был выслан в Сибирь. В Иркутске вступил в Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, участвовал в качестве этнографа в экспедициях в Туруханский край (1866), в Верхоленский и Балаганский округа Иркутской губернии (1874). В Иркутске он возобновил преподавательскую деятельность, писал научные труды, по-прежнему оставаясь под строгим полицейским наблюдением.
Во время учебы в Казанской духовной академии А.П.Щапов работал в богатой библиотеке Соловецкого монастыря, вывезенной в Казань во время Крымской войны. Он составлял опись рукописей этой библиотеки, получив ценный материал для написания диссертации «Русский раскол старообрядства». Основа для монографии была заложена в 1857 г., когда в «Православном собеседнике» появилась статья А.П.Щапова «О причинах распространения раскола», ставшая позже первой главой его книги. Тема диссертации была предложена Казанским архиепископом Григорием.
Оригинальность этого сочинения заключалась в том, что в нем церковный раскол рассматривается не только как религиозное событие, но в широком историко-бытовом и социальном контексте. По мнению А.П.Щапова, раскол был отражением более общего противоречия между традиционной культурой русского народа и новыми элементами культуры, насаженными реформами царя Алексея Михайловича и Петра Великого. А.П.Щапов считал, что церковный раскол был спровоцирован не столько реформами патриарха Никона, сколько негативным отношением простого народа к политике правительства, чуждой характеру и традициям русского народа. Неприятие гражданских реформ и реформации традиционных верований и привело к возникновению раскола. Среди исторических причин происхождения и распространения раскола А.П.Щапов указывает суеверную привязанность народа к внешней обрядовой стороне веры и старинным традициям. Положение в самой церкви характеризовалось невежеством духовенства, леностью, пьянством и безнравственностью, что способствовало популярности старообрядчества, придерживавшегося строгих принципов. С Петровской эпохи раскол окончательно приобрел характер «религиозно-демократического» протеста. Это был бунт податного земства против церковных и гражданских властей.
В книге говорится об уровне христианского благочестия на Руси до середины XVII века, нравственности и психологии народа, состоянии литургической практики в русской церкви и книжной справы, настроениях и обобщенном «портрете» простого духовенства. А.П.Щапов не излагает в подробностях фактическую сторону событий, но делает акцент на выявлении более общих причин возникновения раскола, прослеживает идейные, культурные, экономические, социальные и политические его причины. Приводятся общие сведения об истории распространения старообрядчества и его внутреннем развитии во второй половине XVII-XVIII в.в., основных идейных лидерах и центрах.